Top.Mail.Ru
Контроль или свобода: ТГУ организовал дискуссию об онлайн-обучении

Контроль или свобода: ТГУ организовал дискуссию об онлайн-обучении

На ежегодной международной конференции «HR-тренд», которую Томский госуниверситет проводит с 2015 года, одна из секций была посвящена стандартизации перехода на электронное обучение. Участники обсудили, как должен проходить этот процесс – по единому для всех сценарию или с поиском множества индивидуальных решений. При этом, говоря о переходе на новый формат обучения, дискуссанты приводили примеры управленческих решений, реализованных в их организациях.

Модераторами дискуссии выступили директор Центра повышения квалификации и переподготовки ТГУ Светлана Велединская и директор НОЦ «Институт передовых технологий обучения» ТГУ Елена Другова.

– Университеты и школы России и мира были вынуждены экстренно перевести свое обучение в онлайн-формат в связи с глобальной пандемией. При этом ряд учреждений сделал ставку на единство используемых технологий, контроль и учет, что породило недовольство сверхконтролем и перегрузку сотрудников, но обеспечило возможности контроля качества. Другие организации выбрали большую долю неопредеделенности, позволили каждому преподавателю самому выбирать используемые технологии, соцсети, форматы, поощрив эксперименты и креативность, но потеряв в значительной мере контроль над качеством, – поясняют модераторы актуальность темы, которая была вынесена на обсуждение.

Секция прошла в формате дебатов представителей образовательного сообщества, ответственных за внедрение электронного обучения в ведущих вузах России, преподавателей, исследователей и практиков электронного обучения. Им было предложено обсудить две описанные выше конфигурации «хаоса и порядка», их сильные и слабые стороны, а также выработать рекомендации по совершенствованию ответа системы на подобный вызов. По итогам большинство спикеров выступило за единые стандарты используемых сервисов.

Обсуждался и вопрос самостоятельности подразделений и преподавателей в выборе, и здесь спикеры выбрали «здравый компромисс» между предписанными и свободными форматами обучения, когда «есть и гибкие вещи, и не гибкие». При этом образовательная организация рассматривалась как единая площадка и точка входа в иные сервисы.

Участники дискуссии обозначили плюсы единых стандартов. Это возможность контроля процесса, результатов и качества обучения; гарантия безопасности студентов; возможность учебной аналитики; автоматической проверки на плагиат и разрешения проблем, связанных с учебным процессом.

Были названы минусы отсутствия единых стандартов. В их числе – фрустрация студентов, которым на разных курсах приходится пользоваться разным набором технологий; порождаемые этим большие затраты времени; невозможность гарантировать поддержку всех инструментов и, соответственно, качество образовательного процесса.

Дискуссанты уделили внимание и минусам единых стандартов. Среди них были названы необходимость обучить всех преподавателей всем обязательным технологиям, а также ограниченность технологий. Однако участники секции согласились, что эти препятствия преодолимы и рассматриваются как рабочие моменты.

Плюсами отсутствия единых стандартов были обозначены: возможность соответствовать потребностям и привычкам поколения; возможность использовать привычные режимы работы в соцсетях; отсутствие необходимости обучать всех преподавателей единым инструментам.

Факторов, которые необходимо иметь в виду при принятии решения о стандартизации электронных образовательных сервисов, тоже несколько. По мнению участников дискуссии, это:

  • министерские проверки и требования;

  • предпочтения и привычки студентов (например, геймерские);

  • педагогическая ценность инструмента (технологии);

  • правовая сторона использования технологии;

  • вопрос стоимости технологий;

  • специфика запросов разных факультетов, профиль дисциплин;

  • необходимость обучения преподавателей, при этом должен учитываться их возраст;

  • методика преподавания – часто брать готовые решения лучше, чем создавать свои с нуля.

Генеральные выводы секции: то, что оценивается, должно жестко контролироваться, а то, что не оценивается, – свободно. Ключевые позиции имеют разные приоритеты: для министерства с высокой долей вероятности победит стандартизатор, для проректора по учебной работе – унификатор, для сотрудника университета, педагога и ученика – уникальность, для руководителя – универсальность.

– Необходим обдуманный баланс, – отмечают модераторы секции по ее итогам. – Какой? Вариативность – в содержании образовательного процесса, и этой вариативности поможет организационная оптимизация и унификация.

Дискуссантами секции международной конференции «HR-тренд 2020» выступили:

  • директор института дистанционного образования НИ ТГУ Виктория Дубровская,
  • проректор по цифровизации НИ ТПУ Александр Фадеев,
  • доцент кафедры вычислительной техники, директор центра новых образовательных технологий и дистанционного обучения СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Александр Тимофеев,
  • директор АНО СПО «Новосибирский городской открытый колледж» (Новоколледж) Сергей Чернышев,
  • педагогический дизайнер Университета Монаша Елена Шарапова (Австралия),
  • научный сотрудник Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Ульяна Захарова (Москва),
  • начальник Учебно-методического отдела НИТУ МИСиС Маргарита Дорофеева (Москва),
  • заместитель начальника управления дополнительного образования Института инноватики ТУСУР Олеся Бабанская,
  • лидер «Школы продуктивного действия» Денис Коричин (Москва),
  • руководитель направления цифровой поддержки вузов SkyEng Виолетта Усанова (Москва).