«Кого и как надо образовывать?»

Панельная дискуссия о роли высшего образования в международной политике и приоритетах его развития состоялась в Томском государственном университете. Своим видением и решением актуальных вызовов поделились представители Минобрнауки России, Совета Федерации РФ, Россотрудничества и ТГУ. Эксперты отметили, что в условиях трансформации высшего образования в России и мире необходимо более точное формулирование задач школьного и высшего образования.

Дискуссия была организована в партнерстве с Советом по внешней и оборонной политике РФ и прошла в рамках конференции «Миры прошлого и настоящего на переломе эпох: исследовательские подходы и практики».

В дискуссии приняли участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский; руководитель Россотрудничества Евгений Примаков; сенатор, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по международным делам Андрей Денисов; ректор ТГУ Эдуард Галажинский; декан факультета исторических и политических наук ТГУ Жанна Рожнёва; а также ученые и студенты ТГУ.

Дискуссию модерировал главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России, директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов.

– Нам с вами выпало невероятно насыщенное, интересное, захватывающее и наполненное рисками время. То, что происходит сегодня, – это настоящая трансформация всего мира. И на этом фоне вопрос «Кого и как надо образовывать?» становится судьбоносным и даже экзистенциальным и для человека, которому предстоит выбрать стратегию, и для университета, и для государства, – сказал Федор Лукьянов.

DSC_5160_1200 ФИПН ТГУ дискуссия.jpg
Федор Лукьянов, Эдуард Галажинский, Жанна Рожнева на дискуссии в ТГУ

Ректор ТГУ Эдуард Галажинский в своем выступлении отметил, что сейчас, в условиях трансформации высшего образования, активно идут дискуссии на тему, каким оно должно быть. Он также обратил внимание, что нынешний рынок труда требует от выпускников вузов развитых навыков и компетенций, и университет здесь играет важную роль, выстраивая и проектируя образовательную траекторию каждого студента.

О необходимости переосмысления и более точного формулирования задач школьного и высшего образования высказался заместитель министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский.

– Образование в любом случае должно быть разным, оно может готовить образованных людей без привязки к рынку труда. Нужен баланс между фундаментальной подготовкой специалистов и образованностью, – сказал Денис Секиринский.

DSC_5217_1200 Д.Секиринский.jpg
Выступление заместителя министра науки и высшего образования РФ Дениса Секиринского

Руководитель Россотрудничества Евгений Примаков сообщил участникам дискуссии о направлениях работы агентства по привлечению иностранных студентов в Россию. Он подчеркнул, что Россия сегодня – одна из стран-лидеров, где популярно получение высшего образования.

– В образовательном сотрудничестве у нас есть свой подход. Нам важно, чтобы каждый иностранный студент, получивший в России высшее образование, вернулся к себе и делал свою страну успешной в интеллектуальной, научной, промышленной сфере, – заключил Евгений Примаков.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по международным делам, экс-посол России в КНР Андрей Денисов подробно остановился на сотрудничестве России и Китая в сфере образования и рассказал об образовательной политике Китая.

– Сейчас в Китае обучается порядка 16 тысяч наших соотечественников-студентов. А в российских университетах учится 50 тысяч студентов из Китая. Цифры очень приличные! – отметил Андрей Денисов.

Добавим, накануне в ТГУ на базе факультета исторических и политических наук прошла стратегическая игра – моделирование процесса принятия решений в Российской Федерации по развитию международного взаимодействия на евразийском пространстве, который объединял бы интересы и возможности России, Китая, Турции, Ирана, Казахстана и других евразийских государств. Сценарий игры разработали сотрудники Совета по внешней и оборонной политике РФ. Участниками стали бакалавры старших курсов ФИПН ТГУ. Игру модерировали главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов и заместитель главного редактора Александр Соловьев.