Как университетская социология помогает открывать новые горизонты

В Томском государственном университете прошел Форум университетской социологии и изучения общественного мнения. Он собрал сотрудников социологических центров из 42 ведущих вузов и 22 регионов России, студентов и молодых ученых, вовлеченных в изучение общественного мнения, специалистов-исследователей и аналитиков данных. В общей сложности это более 200 человек. Участники встречи обсудили, как университетская социология меняет облик современных университетов и целых регионов и как работа с данными помогает открывать новые горизонты для развития вузов, компаний, городов и регионов.

Форум университетской социологии и изучения общественного мнения был инициирован министерством науки и высшего образования РФ и Всероссийским центром изучения общественного мнения. Помимо ВЦИОМ, организаторами форума стали исследовательско-коммуникационная платформа «Неравнодушный человек» и Томский государственный университет.

Одним из мероприятий форума стала панельная дискуссия «Как вузу открыть социологический центр, чем он может быть полез вузу и партнерам. Оценка эффективности образовательной организации социологическими инструментами». Онлайн в обсуждении приняла участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова.

– Социология, оценка общественного мнения и умение использовать результаты для принятия каких-либо долгосрочных решений – это сейчас залог успеха при выстраивании политики на всех уровнях. И кто как не университеты должны помогать в этом – анализировать и делать выводы из того множества социологических исследований, которые мы получаем... Высокие руководители иногда боятся этих цифр, но потом начинают понимать, что они – их помощники и союзники в принятии дальнейших решений, – подчеркнула Ольга Петрова ценность инструментов социологии и изучения общественного мнения.

DSC_6007_О.Петрова.jpg
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова

Одним из основных спикеров дискуссии стал генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов. Он заметил: последние 20 лет в РФ на системном уровне продвигается идеологема, заключающаяся в том, что невозможно качественно управлять обществом без понимания, какое оно и о чем думает. Как следствие – не получится сделать жизнь людей комфортнее без взаимодействия с ними.

– Я очень рад, что в этом году министерство науки и высшего образования стало драйвером для внедрения этого постулата в университетскую образовательную среду. Если мы хотим чем-то качественно управлять, мы должны это изучать, причем – системно, методологически выверенно, не мозаично, а так, чтобы всегда была полная картинка. И управленческие воздействия, которые будут приниматься, должны быть точечными – только тогда они будут успешными и эффективными, – отметил Константин Абрамов.

В рамках форума он представил участникам исследовательско-коммуникационную платформу «Неравнодушный человек», рассказав о ее идеологии, возможностях и перспективах. Платформа была создана по инициативе ВЦИОМ, она позволяет проводить онлайн исследования целевых аудиторий по актуальным вопросам, формировать качественную аналитику и использовать данные для позитивных изменений в различных сферах жизни.

Участниками панельной дискуссии также стали заместитель губернатора Томской области по молодежной политике и цифровому развитию Наталия Киселева, замдиректора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности министерства науки и высшего образования Ольга Негрова и директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг Даниил Ермолаев.

Говоря о задачах, которые власти Томской области могли бы адресовать университетской социологии, замгубернатора Наталия Киселева рассказала, что это может быть связано не только с молодежной политикой, а с образованием в целом.

– Мы научились измерять предметные результаты у детей – через итоговую аттестацию, ВПР, ЕГЭ, то есть через систему независимых диагностик. Научились сравнивать школы, и они сами тоже позиционируют себя в зависимости от различных рейтингов. Но что сложно для школ – это анализ процесса обучения. Метапредметные, личностные результаты – по ним явных оценочных процедур нет. А это очень важная часть, – подчеркнула Наталия Киселева.

DSC_6216_Н.Киселева.jpg
Заместитель губернатора Томской области по молодежной политике и цифровому развитию Наталия Киселева

Такие инструменты социологии, как опросы, изучение официальных пабликов образовательных организаций, профилей детей и учителей в соцсетях – это то, что может помочь в оценке процесса обучения. А значит – дать ориентир для всей сферы образования, от дошкольного до студенческого. На основе полученных данных можно будет составлять программы развития, воспитания, вовлечения детей в различные сферы деятельности – чтобы ни один школьник и студент не остался незамеченным.

На панельной дискуссии о вузовских социологических центрах еще один из ее спикеров – заведующий кафедрой социологии философского факультета ТГУ Виталий Кашпур рассказал: в последние несколько лет в ТГУ стараются расширить пул данных для анализа общественных процессов.

– Мы работаем не только с реактивными данными типа опросов, но и с большими данными. В нашем случае это контент соцсетей. Плюс сейчас еще добавляются нейроданные, о психофизиологических реакциях человека, – уточнил Виталий Кашпур. – Один из таких крайне важных проектов, связанный с анализом ценностей, сейчас актуализируется в рамках государственной повестки. В указе президента о приоритетных целях развития как раз говорится о создании условий для самореализации человека и развития его талантов. Плюс, в 2022 году появился указ о сохранении традиционных ценностей. Ценностная повестка становится не только интересной социологам, но и важной государственной задачей.

DSC_6073_В.Кашпур.jpg
Заведующий кафедрой социологии философского факультета ТГУ Виталий Кашпур

Посмотреть всю дискуссию в записи можно по ссылке.

В рамках двухдневного форума также прошли образовательные программы для представителей вузов и специалистов по исследованию данных, проектные сессии по цифровой социологии, улучшению университетской и городской среды с опорой на изучение общественного мнения. Для студентов и молодых ученых были организованы лекции и мастер-классы по использованию больших данных в управлении и науке, проектированию и дизайну исследований.

– Томск выбран не случайно для проведения этого форума, – отметил модератор форума, декан факультета журналистики ТГУ Илья Мясников. – Здесь создана и развивается одна из важных для страны школ социологии. Сейчас ТГУ исследует вопрос ценностного суверенитета, в частности, в студенческой среде. Один из таких проектов – исследовательская платформа «Ценностные ориентиры молодежи». Это своего рода «дашборд» ценностей, который позволяет в режиме онлайн, с изучением цифрового следа студентов, понять, какие ценности транслирует университет и как молодежь это воспринимает.

Кроме того, напомним, Томск является инициатором создания Университетского консорциума исследователей больших данных, который объединяет более 70 вузов по всей стране.