На сайте информационного бюллетеня «Окна роста», который издаётся в Высшей школе экономики, вышла статья «Кадровый резерв университета: цели и средства», в которой своим мнением поделились сотрудники нашего университета.
Людмила Кудашкина, руководитель
направления «Управление персоналом».
В чём, с вашей точки зрения, основная задача
подготовки кадрового резерва в исследовательском
университете? Какой подход к формированию
кадрового резерва существует в ТГУ?
Главная задача – сформировать среду и сообщество, которое
будет заниматься программами развития. И мы свой кадровый
резерв строим по этому принципу: вовлечение резервистов в
стратегическое проектирование, воспитание ответственности
через участие в университетских проектах, не резкое функциональное вхождение в должность, а постепенное, с примериванием на себя различных ролей — руководителя проекта,
менеджера, эксперта и т.п.
Сегодня университет переживает трансформацию, а в трансформации всегда присутствует некоторая турбулентность. Мы хоте-
ли понять, каким будет следующий этап для университета, какие
новые типы компетенций смогут обеспечить его развитие на новом этапе и какие люди для этого нужны. Прежде всего это люди,
разделяющие ценность трансформации и готовые участвовать
в происходящих изменениях. И сегодня для меня это базовое
определение кадрового резерва — инициативная группа сотрудников, разделяющих ценности трансформирующегося вуза.
Согласно Георгию Щедровицкому, управлять можно только тем,
что движется. В этом смысле управление кадровым резервом
наиболее точно отражает суть управления вообще: кадровый
резерв — это сообщество, которое движется само и хочет изменений вокруг себя. Войти в число ведущих университетов не
получится без развития, но развитие университета за счёт раз-
вития одной только управляющей команды невозможно. А кадровый резерв — это как раз та инициативная группа, которая
не только развивается сама, но и увлекает за собой других кол-
лег, создавая тем самым развивающую, инновационную среду.
Для старых вузов характерна ещё одна кадровая проблема –
освобождение возрастных интеллектуальных сотрудников от
их обязанностей на выходе из организации. Люди достигают солидного возраста и должны уйти из активной управленческой
и исследовательской работы. Это идеальное время для при-
влечения их к наставничеству. В ТГУ сейчас сменилась вся
управленческая команда, многие проректоры стали советниками. За ними большой опыт, реальные возможности, связи
в российском и международном сообществе – всё то, чего не
хватает молодым и инициативным. Став наставниками, они
могут передать свой опыт, и это важно не только для молодых
резервистов, но и для них самих, чтобы не чувствовать себя
выброшенными на обочину университетской жизни. Вот эта
ситуация взаимного сопровождения одних на выход, а других
на вход – тоже одна из задач управления кадровым резервом.
Дмитрий Соколов, аналитик управления
развития персонала.
В чём специфика управления кадровым резервом
в системе управления персоналом университета, в
частности исследовательского?
Специфика в самом персонале вуза и в интеллектуальном характере труда, определяющем и особые формы работы с работниками вуза, в т.ч. связанные с процессами мотивации и развития.
Сложившаяся в университетах система управления и нетривиальные задачи развития, стоящие перед ведущими исследовательскими университетами, не позволяют использовать
традиционные инструменты управления кадровым резервом,
которые применяются, например, в коммерческих структурах.
В частности, в университете сложно представить классический
тип резерва для замещения управленческих должностей. От-
сюда и разнообразие программ кадрового резерва, разрабатываемых сегодня в российских университетах.
Полную версию статьи можно посмотреть перейдя по ссылке https://www.hse.ru/data/2014/11/12/1102620009/area_31.pdf.