Top.Mail.Ru

К 80-летию Победы: «Мы еще повоюем!»

Нашу рубрику, посвященную фронтовикам, которые в послевоенные годы учились и работали в Томском государственном университете, решено продолжить до сентября. Это делается по просьбам родных и коллег героев, а также прочих читателей, заинтересовавшихся этим проектом. Напомним, в его основе – книга об участниках Великой Отечественной войны, чья судьба оказалась связана с ТГУ. Коллектив лаборатории «Сибирь: исторические традиции и современность» и кафедры российской истории факультета исторических и политических наук ТГУ (заведующий Сергей Некрылов) в сотрудничестве с заслуженным ветераном труда ТГУ Людмилой Берцун представил в новой книге 630 биографий преподавателей, научных сотрудников, рабочих и служащих университета. 

Сегодня мы рассказываем об Александре Петровиче Бычкове, ректоре в 1967–1983 годах.

Александр Петрович Бычков родился в 1921 году в деревне Клевищи Бежецкого уезда Тверской губернии. Родом из крестьян. Окончив школу, поступил в Бежецкое педагогическое училище. Затем добровольно поехал работать на Дальний Восток и уже с августа 1939-го по июль 1941-го был директором неполной средней школы в селе Константиновка Хабаровского края. Параллельно Александр Петрович обучался на историческом факультете Хабаровского учительского института, окончил его в 1942 году.

Здесь и далее – из воспоминаний А.П. Бычкова («Не забыть нам дорог фронтовых: воспоминания участников Великой Отечественной войны – ветеранов Томского государственного университета». Электронное издание, Томск, 2004. Составители – Л.Л. Берцун, В.А. Соловьева)

Военные годы мои

a.p.bychkov_-iyun-1947-g_novyy-razmer.jpg«Они начались, как у каждого человека нашей страны, 22 июня 1941 года. Ранним утром в этот день я отправился в Хабаровск для сдачи очередных экзаменов в пединституте. Выйдя на Князе-Волхонское шоссе, которое соединяло Хабаровск с воинскими частями в районе села Князеволхонка, я увидел поток подразделений войск в сторону Хабаровска. Это не произвело на меня впечатления чего–то необычного. Я принял передвижение воинских колонн за обычное учение, что было частым явлением в этом районе, и уже в Хабаровске я сразу же узнал: началась война... По уличным громкоговорителям повторялось заявление В.М. Молотова, выступившего по радио по поручению Политбюро ЦК ВКП(б) и Правительства, в котором говорилось о вероломном нападении Германии на Советский Союз, звучал призыв дать отпор агрессору и выражалась уверенность в том, что враг будет разбит.

В педагогическом институте прошел многолюдный митинг... Выйдя на улицы Хабаровска, я прочитал первые сообщения Информбюро о событиях на фронте. Они были тревожны и звали к действиям на защиту Родины. В тот же день (22 июня) была объявлена мобилизация в Вооруженные силы всех военнообязанных, начиная с родившихся в 1915 году. Естественно, что в свои 20 лет, не ожидая повестки из военкомата, вместе со многими другими жителями Хабаровска я пошел в свой военкомат. Помещение военкомата было набито молодыми и не очень молодыми людьми, которых человек в военной форме записывал по очереди в список желающих немедленно отправиться на фронт. При этом военный чиновник вежливо каждому говорил: «Ждите повестку, мы вас пригласим». В его запись вносилась фамилия, имя, отчество, адрес и место работы.

Когда дошла очередь до меня, чиновник, выслушав мои координаты и место работы, посмотрел на меня и твердым голосом заявил: «А вас я записывать не буду». На мой вопрос «почему?» он объяснил, что директора школы призвать в армию нельзя, так как на эту категорию граждан распространяется бронь от призыва. При этом заметил, что, мол, спешить не надо. Да и немцев скоро разобьем, а детей надо учить. Однако вести с фронта с каждым днем убеждали, что короткой войны не будет. Мои просьбы о призыве в армию продолжались. Наконец, в июле 1941 года Хабаровский крайком комсомола включил меня в состав комсомольцев, которые направлялись на фронтовые курсы политработников во Владивостоке».

Итак, в 1941 году молодой Александр Бычков обучался на курсах младших политруков. С октября того же года по май 1945-го был заместителем политрука танковой роты, комсоргом отдельного артиллерийского дивизиона, артиллерийского полка, помощником начальника политотдела танковой бригады 15-й армии на Дальнем Востоке.

«В октябре заканчивалось обучение на курсах политработников, и мы все ждали отправления на фронт. Однако наши ожидания не оправдались. В день выпуска нам объявили, что в связи с обострением обстановки на границах Дальнего Востока и угрозой со стороны Японии открыть второй фронт против Советского Союза приказано весь наш выпуск направить в войска приграничной полосы с Маньчжурией, на территории которой Япония держала миллионную Квантунскую армию. Это обязывало и нашу страну иметь на Дальнем Востоке мощные вооруженные силы».

«День Великой Победы в Великой Отечественной войне – 9 мая 1945 года – застал меня в Хабаровске, где проходило совещание комсомольских работников Дальневосточного фронта. Этот день стоит вспомнить. Началось с того, что в зал, в котором перед нами выступал член Военного совета Дальневосточного фронта генерал-лейтенант Д.С. Леонов, не соблюдая норм военного устава, буквально ворвался кто-то из военных чинов и с порога громовым, полным торжества голосом прокричал: «Товарищи! Победа! Германия капитулировала!». Зал взорвался криками «Ура!». Совещание было закрыто. Все высыпали на улицу, устроили салют, стреляя в воздух из пистолетов. Жители Хабаровска заполнили главную улицу им. К. Маркса со знаменами. Встречных военных обнимали, качали и тут же плакали от радости и потерь близких.

Через несколько дней после Дня Победы я получил новое назначение в 83-й стрелковый полк 34-й дивизии на должность пропагандиста полка. Этот полк занимал позиции по берегу реки Амур, на противоположном берегу которого находился укрепленный район Квантунской армии Японии. Наш полк, как и все войска Дальневосточного фронта, вел усиленную подготовку к военным действиям против Японии. Нам было известно, что советское правительство еще в апреле 1945 года денонсировало договор с Японией о нейтралитете. Было ясно, что после разгрома фашистских войск на Западе нам предстоит завершить Вторую мировую войну и на Востоке...»

В период войны с Японией Александр Петрович исполнял обязанности заместителя командира полка по политической части в составе 2-го Дальневосточного фронта. С мая 1945 года по август 1948-го – пропагандист стрелкового полка, старший инструктор политуправления армии (1-я ОКА) по социально-экономическому циклу учебных заведений и курсов.

Послевоенные годы мои

«...по окончании войны моя жизнь еще 12 лет продолжалась в армии. Мои просьбы о демобилизации по разным причинам отклонялись. До 1948 года служил в 192-м полку 1-й отдельной краснознаменной армии и в политуправлении этой армии. А в 1948 году, решив реализовать свое призвание к научно-педагогической работе, я поступил после отборочных экзаменов в Высший военно-педагогический институт (ВВПИ) в Ленинграде на факультет политической экономии. Окончив институт с отличием, был оставлен в адъюнктуре (аспирантуре), которую завершил защитой диссертации (кандидатской) и продолжал работать в этом же институте на кафедре политэкономии до 1957 года. Институт готовил педагогические кадры для всех родов войск по общественным наукам. Казалось, мечта моя сбылась. Хоть и в военной форме и жизнь по военному уставу, но я занимаюсь своей любимой работой, которая приносит мне полное удовлетворение. Однако случилось так, что в 1957 году ВВПИ решено было расформировать и ввести его в статусе факультета в Военно-политическую академию в Москве. Появилась возможность демобилизоваться, и я этим воспользовался. При выборе места дальнейшей работы судьбе было угодно остановить его на Томском государственном университете. Теперь я могу сказать, что это был счастливый выбор. И вот уже более половины своей жизни я работаю в славном, одном из лучших классических университетов России, который является, без всякого преувеличения, визитной карточкой Томска. Вместе с замечательным коллективом ученых и преподавателей теперь уже родного мне Томского госуниверситета я смею думать, что и мне удалось своим трудом внести вклад в развитие науки и образования как в Томске, так и в Сибири, и если суждено не скоро иссякнуть пороху в моих пороховницах, то мы еще повоюем!».

DSC01348 АП Бычков с внуком.JPGКо времени переезда в Томск Александр Петрович уже давно обзавелся семьей. Вместе с женой Натальей Семеновной (дев. Зятиной, 1918–2005) они воспитывали дочь Тамару (1941–2022) и сына Юрия (1945–1992). Оба, кстати, в свое время закончили ТГУ. Так, Тамара Александровна – выпускница историко-филологического факультета, кандидат исторических наук, была доцентом кафедры новой и новейшей истории и международных отношений исторического факультета. На том же факультете работал и ее муж. Юрий Бычков окончил юридический факультет, был подполковником министерства безопасности Российской Федерации. 

Старший сын Тамары Александровны, внук Александра Петровича Бычкова Илья Сергеевич Фоминых – представитель третьего поколения этого рода в Томском госуниверситете. Выпускник юридического факультета 1992 года, с тех пор он работает в альма-матер: сейчас доцент Юридического института ТГУ, преподает «Криминалистику», «Организацию расследования», «Информационные технологии в юридической деятельности».

Из воспоминаний Ильи Сергеевича Фоминых о дедушке:

«По рассказам деда и мамы, бабушке моей питерский климат не очень подходил. Врачи советовали переехать. К тому моменту дед как раз защитил кандидатскую диссертацию в ленинградском ВВПИ и разослал «резюме» в вузы по Советскому Союзу. Ему очень быстро пришел ответ из трех вузов, в том числе из ТГУ. При этом в Томске практически сразу давали квартиру. Так и определилось наше дальнейшее место жительства, и моя судьба, и вообще рождение как таковое».

Начав работу в ТГУ с должности доцента, в 1962–1964 годах Александр Петрович Бычков стал старшим научным сотрудником, с 1966-го по 1991 год, помимо ректорской работы, был профессором, заведующим кафедрой политической экономии ТГУ (с 1991 года – профессор этой кафедры). В 1966-м получил степень доктора экономических наук. Областью научных интересов Александра Петровича были производственные отношения в советской экономике, отношения собственности в рыночной экономике, экономические основы федерализма в России, закономерности развития аграрного сектора, изменение отношения труда и капитала в современной экономике, проблема становления и развития экономики России. Впервые в СССР он рассмотрел весь комплекс экономических отношений и проанализировал ценообразование на колхозную продукцию и средства производства, поставляемые колхозам государством. Подготовил 60 кандидатов и 30 докторов наук.

Сотрудники и студенты кафедры политэкономии 1979.jpg
Сотрудники и студенты кафедры политэкономии ТГУ. 1979 год

Из архива фото к 100-летию со дня рождения А.П. Бычкова

На посту ректора Александр Петрович много и плодотворно занимался укреплением материальной базы университета, повышением научно-педагогического уровня преподавателей и научных сотрудников факультетов и НИИ и на этой основе – уровня подготовки специалистов университетского профиля. К 1980 году Томский университет по квалификации научно-педагогических работников вошел в пятерку лучших университетов страны и стал признанным центром подготовки научно-педагогических кадров для всей Сибири и Дальнего Востока.

на митинге АП Бычков второй слева.jpegАлександр Петрович Бычков, являясь сам фронтовиком, многое сделал и для увековечивания памяти погибших студентов и сотрудников ТГУ. 9 мая 1967-го, в первый год его ректорской службы, в Университетской роще состоялся торжественный митинг, посвященный открытию памятника павшим за Родину преподавателям, студентам, рабочим и служащим Томского университета. Выступивший на митинге А.П. Бычков, в частности, сказал: «Пусть памятник будет вечным призывом к новым победам, ради которых они боролись и отдали свою жизнь!»

На протяжении всего последующего периода в вузе велась работа по выявлению имен погибших на фронтах Великой Отечественной войны студентов, преподавателей, рабочих и служащих ТГУ. В этих целях по решению парткома ТГУ в 1969 году был создан штаб «Дорогами славы».

Что касается общественной жизни, связанной со всей Томской областью, Александр Петрович Бычков не раз избирался членом горкома и обкома КПСС (1968–1983), депутатом областного (1967–1971) и городского Советов депутатов трудящихся (1975–1984). Член Совета старейшин Томска (1998). Почетный доктор ТГУ (1995). Заслуженный профессор ТГУ (2004). Почетный гражданин Томска (2001).

Из воспоминаний Ильи Сергеевича Фоминых о дедушке:

на лыжной прогулке 1961.jpg«Когда я родился, деду было 47 лет. И самые яркие впечатления детства у меня связаны именно с ним. Дед меня приобщил к лыжам. Мы с ним вдвоем, с определенного моего возраста, практически каждое воскресенье ходили на лыжах. Причем в районе «Буревестника», где он сейчас располагается, было невозможно – потому что каждый второй с дедом здороваться начинал. Там, кстати, мы однажды даже Егора Кузьмича Лигачева повстречали, он тоже катался на лыжах – с помощником, без охраны. Так вот, дед, чтобы народу поменьше было, водил меня на лыжах через Томь на левый берег, ближе к Тимирязево. Он же приобщил к рыбалке. Летом мы опять же каждые выходные там с ним пропадали.

Он возил меня в свою родную деревню Клевищи, и я – единственный из правнуков, кто видел маму Александра Петровича, застал ее пироги из русской печи. Все это совершенно незабываемые ощущения.

Дед способствовал и тому, чтобы я приобщился к разного рода работам – слесарным, столярным. Несколько раз он мне инструменты дарил. До сих пор я храню ящик для слесарного инструмента с надписью, сделанной на крышке дедушкиной рукой – о том, что он с бабушкой дарит мне его на 17-летие. Сам ящик практически пустой уже, потому что многие инструменты утеряны. Но, конечно, у меня никогда рука не поднимется его выкинуть.

Ну и, наверное, определенную роль дед сыграл в том, что я в конечном счете стал преподавателем. Хотя в десятом классе я родителям заявлял с юношеским максимализмом, что эта профессия – последняя, которую я выберу. Но дед был образцом для подражания, без всяких сомнений».

Александр Петрович Бычков награжден орденами Ленина (1981), Октябрьской Революции (1971), Отечественной войны II степени (1985), Трудового Красного Знамени (1967), Красной Звезды (1945), медалями «За победу над Японией» (1945), «За боевые заслуги» (1947), «Ветеран труда» (1985), «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» (1988) и юбилейными.

Из жизни Александр Петрович Бычков ушел в 2009 году.

Из воспоминаний Ильи Сергеевича Фоминых о дедушке:

«Помню, после этого я зашел к нему в домашний кабинет, где на отдельном столике стояла печатная машинка – компьютеров он не терпел, так и не перешел на них. В машинку был заправлен лист с до половины напечатанным текстом – дедушка писал очередной учебник. То есть, работал он до последнего, это смысл его жизни был.

А из увлечений – он любил уехать на дачу моих родителей в деревню Конинино и жить там по несколько дней. Вставал в четыре-пять утра, ходил на рыбалку. Любил косить траву косой. Я, кстати, от него тоже перенял это искусство, редкое по нынешним временам. Деревья он там же высаживал. Кедры, посаженные им когда-то, уже большие, вошли в силу».

Портрет Александра Петровича размещен в портретной галерее «Профессора Томского университета». А в день его рождения в 2012 году на здании учебного корпуса № 12 ТГУ (улица Герцена, 2), где в последние годы жизни А.П. Бычков работал, установлена мемориальная доска.

Над текстом работали: Сергей Некрылов, Ирина Костина

Справка: В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне на сайте Томского государственного университета открыта рубрика, посвященная подвигу студентов и преподавателей ТГУ. В ней публикуются архивные материалы – воспоминания участников сражений, письма с фронта, истории о тех, кто работал в тылу ради Победы.

Узнать больше о Томском государственном университете в годы Великой Отечественной войны можно на сайте университета.