Историки ТГУ изучают, как формировалась ценность образования у россиян

Ученые факультета исторических и политических наук Томского государственного университета в рамках гранта Российского научного фонда изучают, как изменилась ценность знания у российских студентов. Историки проводят сравнение того, как в дореволюционный и современный период у студенческой молодежи формировалась ценность знания. Исследование позволит не только проследить изменения этой ценности, но и выявить, почему она важна для россиян. Полученные результаты могут лечь в основу рекомендаций при формировании национальных проектов и приоритетов.

Проблематика систем ценностей и ценностных ориентаций россиян сегодня активно исследуется в рамках социологии, аксиологии и психологии. Подобные исследования особенно важны для реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Документ об утверждении основ традиционных ценностей подписал президент России Владимир Путин.

– Ценность знания – это одна из духовно-нравственных ценностей, присущая россиянам, – поясняет руководитель проекта, старший преподаватель кафедры российской истории факультета исторических и политических наук ТГУ Илья Дунбинский. – Мы впервые в отечественной исторической практике поставим вопрос об изучении ценности знания в ее ретроспективной динамике. Именно исторические методы исследования позволят нам при анализе ценности выявить не только почему именно эта ценность традиционна для россиян, но и из каких элементов она состоит, как она менялась – это важно для понимания того, как формировать политику по ее сохранению.

Чтобы понять, как формировалась ценность знания у россиян, ученые выбрали историю Томского государственного университета. У университета в этом контексте уникальное преимущество, так как в дореволюционный период университет, в силу отдаленного расположения, имел особое право на прием студентов со всей Российской империи. В том числе – семинаристов. А другие университеты в то время набирали студентов исключительно из собственных учебных округов.

По словам ученых, это означает, что томские студенты обладали более выраженной ценностью знания, чем остальные, так как отдаленность университета от европейской части России требовала при переезде в Томск гораздо более сильной мотивации к получению образования. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время.

дунбинский фипн тгу.jpg
Старший преподаватель кафедры российской истории ФИПН ТГУ Илья Дунбинский

В современных реалиях поступить в Томский государственный университет может любой выпускник школы со всей России и зарубежья. Например, в этом году документы на поступление подали абитуриенты из 86 регионов России, студентами бакалавриата стали 2 508 человек, из них 2 024 – иногородние.

– Возникают вопросы: зачем и для чего иногородние абитуриенты приехали в Томск? Что ими движет? Почему они не выбрали для учебы другой университет, например, в своем регионе? Что для них вообще знание? Как раз на этом фоне и предполагается изучить ценность знания, проследить, как она менялась, начиная с дореволюционного периода и заканчивая нынешним. Это позволит нам сравнить, почему знания были ценны для дореволюционных студентов и почему современная молодежь сегодня тоже его ценит, – подчеркивает Илья Дунбинский.

Ценность знания и то, как она формировалась и формируется, ученые проанализируют с трех разных позиций. Так, для изучения ценности знания у дореволюционных студентов будут рассмотрены личные письма, дневники и воспоминания. В контексте современности будут проведены биографические интервью со студентами университета.

– Важно отметить, что опрашивать мы будем тех наших студентов, которые обучаются на направлениях и факультетах, возникших в дореволюционный период, – обращает внимание Дунбинский. – Это те молодые люди, которые учатся в Биологическом институте – «институте-наследнике» первого факультета ТГУ – медицинского. А также студенты Юридического института, физико-технического факультета, историки и филологи. Именно их мы и будем опрашивать, а затем проведем сравнение с дореволюционным периодом.

Кроме того, историки ТГУ изучат данные из социальных сетей университета, где студенты высказываются о том, в чем для них заключается ценность знания. По словам руководителя проекта, для анализа полученной информации будет применен междисциплинарный подход, сочетающий особенности исторического знания и методов автоматизированного анализа данных с использованием алгоритмов больших данных (big data). Научное исследование проводится при грантовой поддержке Российского научного фонда.

Основным результатом исследования станет модель анализа структурных и содержательных характеристик ценности знания со второй половины 19 века и до 21-го. Полученные результаты могут лечь в основу рекомендаций при формировании национальных проектов и программ, направленных на поддержку суверенизации высшего образования России, а также на формирование государственной политики в области духовно-нравственных ценностей.