Исследователи ТГУ помогают киберспортсменам восстановиться после игр

Научно-исследовательская группа сотрудников Томского государственного университета изучает, как киберспортсмены чувствуют себя после соревнований. За два этапа исследования проверены психофизиологические показатели участников и состояние функциональных резервов организма после стрессовых ситуаций. Третий этап посвящен тому, насколько эффективной будет та или иная методика восстановления. В практическом плане конечная цель исследований – подобрать для киберспортсменов оптимальную программу, чтобы не нанести урон здоровью.

Исследование выполнено при поддержке стратегического проекта «Социо-гуманитарный инжиниринг: исследование и проектирование человека и общества» Программы развития Томского государственного университета (федеральная программа «Приоритет 2030»).

«Первопроходцем» в проводимом исследовании стал Илья Демешкин, руководитель киберклуба ТГУ. В целом же на старте проекта среди публикаций мирового масштаба нашлось лишь одно подобное зарубежное исследование, проведенное около пяти лет назад.

– Университеты уделяют киберспорту все больше внимания. И, конечно, интересно посмотреть, что это такое не только в плане проведения турниров, а еще и с научной точки зрения. У киберспортсменов, как и у представителей любых классических видов спорта, после соревнований результаты будут говорить о перенесенном стрессе. Поскольку в киберспорте соревнования могут проходить чуть не каждую неделю, надо грамотно распределять тренировочный процесс, а для этого – обращаться к медицинским показателям, – рассказывает Илья Демешкин.

На первом этапе был выполнен сравнительный анализ психофизиологических характеристик у киберспортсменов и неподготовленных лиц при напряженной игровой деятельности.

– Мы фиксировали, как быстро участники реагировали на различные стимулы, насколько они способны сосредоточиться на определенной задаче при воздействии дополнительных стимулов, оценивали некоторые игровые навыки, к примеру, точность прицеливания, – поясняет доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины факультета физической культуры ТГУ Юлия Калинникова.

У киберспортсменов выявили низкий уровень тревожности и отсутствие дискомфорта, что объясняется нахождением в свойственной им среде, в то время как новички были частично нестабильны и чувствовали тревогу и дискомфорт. По данным теста на помехоустойчивость был установлен достаточно высокий уровень среднего времени реакции, но также и большое количество ошибок, в первую очередь, ошибок опережения.

photo_2024-03-16_test1.jpg
Исследования состоянии киберспортсменов после турнира

Фото предоставили сотрудники лаборатории

Второй этап исследования был посвящен состоянию функциональных резервов организма спортсменов в период восстановления после стрессовых ситуаций. В научной работе приняли участие 24 человека, из них половина – киберспортсмены, остальные – студенты факультета физической культуры, занимающиеся различными видами спорта. Возраст всех участников – от 18 до 23 лет. Временной период ученые выбрали, ориентируясь на расписание соревнований у киберспорсменов и сессии у студентов. Снимая кардиоинтервалографические показатели, ученые использовали прибор для комплексного исследования автономной нервной системы.

Выяснилось, что после соревнований киберспортсмены остаются в состоянии высокого стресса, идет заметное увеличение напряжения регуляторных процессов организма, усиливается централизация управления ритмом сердца за счет активации симпатического отдела вегетативной нервной системы.

В конце 2023 года статья «Кардиоинтервалографические характеристики киберспортсменов в постсоревновательном периоде» была опубликована в научно-теоретическом журнале «Теория и практика физической культуры».

– По показателям сердечного ритма мы говорим об активности регуляторных механизмов, насколько вегетативная нервная система находится в состоянии стресса – перенапряжена ли она, какой есть резерв для интенсивной работы. Нужно понять, насколько долго сохраняется состояние высокого стресса после турниров и насколько необходимо это состояние нивелировать. Несмотря на достаточно высокие количественные показатели силы нервных процессов, помехоустойчивости и скорости реакции, мы выяснили, что в этот период киберспортсменам действительно нужно выходить в стадию восстановления, – подчеркивает Юлия Калинникова.

photo_2024-03-16_test5.jpg
Тесты с использованием нейрооборудования в лаборатории ТГУ

Фото предоставили сотрудники лаборатории

– Когда мы проводили пилотное исследование, сначала видели скептическое отношение со стороны студентов-киберспортсменов. Однако по ходу обследований и по их результатам у ребят появился неподдельный интерес. Они поняли, что смогут изучить реакции своего организма во время тренировочного процесса и после него, а соответственно, у них получится скорректировать тренировки, образ жизни и прочее. Так что на итоговое исследование все пришли с позитивным настроем, – отмечает Илья Демешкин.

Сейчас начался третий этап. Киберспортсменов разделили на три дополнительные группы для борьбы со стрессовым состоянием. Исследователи изучат, насколько эффективна будет та или иная методика восстановления. В первую очередь, это стандартная физическая культура, так как у киберспортсменов низкая физическая активность. Второй способ – использование программ для релакса в VR-пространстве. Третий – психофизиологическая подготовка при использовании того же прибора, на котором изначально снимали показатели: он будет использован как тренажер для сосредоточения на конкретной задаче, чтобы участник не реагировал на помехи вокруг.

– Если мы увидим, что показатели не изменились или даже ухудшились, значит эта методика конкретному спортсмену не подходит. Тогда мы переместим его в другую группу и посмотрим, насколько там изменится ситуация. В итоге оценим, какая из методик оказала наибольшее влияние, и предложим ее в качестве одного из методов при подготовке ребят к новому игровому сезону, – добавляет Юлия Калинникова.

Авторы исследования – кандидат медицинских наук, доцент кафедры спортивно–оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК Юлия Калинникова; старший преподаватель той же кафедры Юлия Карвунис; сотрудница лаборатории менеджмента здоровья и физической активности научного управления, студентка факультета физической культуры Николетта Карвунис; доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивно-оздоровительного туризма, спортивной физиологии и медицины ФФК Леонид Капилевич и руководитель киберспортивного направления, лаборант Центра прикладного анализа больших данных ТГУ Илья Демешкин.

Исследование и сопровождение его участников по договоренности с командой будут продолжаться. Помимо этого, научный коллектив хочет дополнительно провести кибертурнир с привлечением профессиональных спортсменов университетского уровня и сборной команды школьников. Планируются не только соревнования, но и снятие психофизиологических показателей игроков до, во время и после игры. Это позволит сравнить данные разных возрастных групп.

Участие в предварительной организационной работе по проведению турнира принимает ученица томского Гуманитарного лицея Ксения Храпова при поддержке руководства лицея. Идею проведения турнира поддержали также факультет физической культуры ТГУ, лаборатория менеджмента здоровья и физической активности научного управления ТГУ и ассоциация Н.А.У.К.А. Заявка на финансовую поддержку мероприятий турнира-исследования «Кибернаука и спорт – стирая границы!» направлена на всероссийский грантовый конкурс «Движения первых».