Ирина Хомякова: Музей как кукольный домик

Ирина Хомякова: Музей как кукольный домик

Музейные залы, где все экспонаты можно не только потрогать, но и поиграть с ними... Мечта любого ребенка. У воспитанников университетского детского сада № 49 она сбылась и с каждым годом дополняется новыми деталями. О том, с чего начинался проект «Интерактивный мини-музей «Домик купца конца XIX– начала XX века» и как развивается, – в нашем интервью с его автором и создателем, педагогом изостудии детсада Ириной Хомяковой.

Ирина Хомякова.jpg– Ирина Александровна, в конце марта в Новокузнецке «Выставочная компания» проводила конкурс на лучший экспонат, и ваш проект получил золотую медаль в номинация «Музейная педагогика». Расскажите о нем.
– Называется этот проект «Когнитивный аспект в инкультурации детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОУ и ТГУ», где ТГУ является мощным образовательным ресурсом, который позволяет расширить спектр образовательных услуг для наших дошкольников. Это очень важно, поскольку процесс инкультурации можно привить ребенку в возрасте до семи лет, так как это не просто погружение в культуру, но и принятие ее как руководство для проживания собственной жизни. Это как зерно, которое ты посадил в нужный срок – тогда оно будет давать ростки. У ребенка это будет происходить в течение всей его жизни, он станет целеустремленным человеком, направленным на познание и самосовершенствование.

У нас есть уникальная возможность взаимодействовать с музейным комплексом университета, наши дети очень часто вместе с воспитателями и родителями посещают эти замечательные музеи. Однако в силу возрастной особенности, когда дети видят много экспонатов, их внимание рассеивается, и им каждые 15 минут нужно переключаться на другой вид деятельности. Следовательно, любая экскурсия или беседа должна содержать много вопросов, чтобы дети активно проявляли себя. К тому же большие залы музеев вызывают желание побегать – так дети изучают пространство.

Мы разговаривали с детьми и спрашивали их, что такое музей. Почти все они рассказали, что это дом, в котором много красивых вещей, к которым нельзя прикасаться. Вот мы и решили, что у детей должна быть возможность манипуляции этими предметами. Только так к ребенку приходит понимание того, что это за вещь, каково ее предназначение в быту и так далее.

Ведь они не знают много – что такое граммофон, к примеру, или что такое берестяные туеса... Что в них хранили, как накрывали на стол, как потчевали гостей... Они не смогут самостоятельно взять откуда-то эту информацию и спросить у взрослых. «Что такое граммофон?» – Разве ни с того ни с сего ребенок задаст такой вопрос? Он это сделает только тогда, когда увидит этот предмет и узнает, как тот называется. А еще лучше – притронется к нему, поиграет с ним.

– Как же это сделать? Ведь музейные экспонаты действительно нельзя трогать руками, да и вообще, как правило, они находятся за стеклом.

– Поэтому мы решили сделать свой мини-музей, чтобы учить детей правильно задавать вопросы и активно изучать экспозицию самостоятельно. Государственным Русским музеем проводилось наблюдение за детьми: куда смотрит ребенок, разглядывая экспозицию? Если это картина, где изображен человек, ребенок обязательно будет смотреть на глаза, будет долго рассматривать мелкие детали, украшения. Мелкая пластика, статуэтки-миниатюры вызывали у маленьких посетителей особый интерес. Вот отсюда и взялась идея миниатюрного музея с домиком в три этажа и отдельными мобильными комнатками–румбоксами.

Уникальным в деятельности детского интерактивного музея в системе музейного образовательного комплекса ДОО – Экскурсионно-просветительского центра НИ ТГУ – является возможность использования тактильных и манипулятивных действий с миниатюрными копиями. Хотелось бы иметь миниатюрные копии некоторых музейных предметов из фондов музеев ТГУ, выполненных при помощи 3D-принтера в уменьшенном масштабном размере, которые предоставят детям возможность приобрести полноценные представления о предметах музейного пространства, возможность манипулировать ими.

– Что представляет из себя этот мини-музей и какой тематике он посвящен?

– Наш музей – дом купца конца XIX – начала XX века, состоит он из румбоксов (в переводе «комната в коробке»), что делает экспозицию мобильной. Еще у нас будет вариант статичной экспозиции трехэтажного дома, где есть лавка, кабинет купца, гостиная, спальня хозяйки с будуаром, детская и трапезная.

У нас город был купеческий, и быт купцов задавал тон жизни в Томске, но ребятишки не знают, как жили люди в те времена. Мы передаем им эту информацию с помощью кукол, которые представляют разные социальные слои. Это и ремесленник в лавке, и богатая дама, которая пришла в лавку купца, и сам купец, который занимается подсчетом и измерением товара. Ребятишки у нас учатся измерять современными и старинными мерами, например, узнают, что такое аршин, локоть, унция. Ребенок с удовольствием измеряет тесьму, ленту, ткань или взвешивает крупу, соль, сахар – так мы играем, будто находимся в купеческой лавке.

Затем мы перемещаемся к купцу в кабинет, а там очень интересная коллекция – оказывается, купец собирает колокольчики. Они разные, и мы показываем ребятам, что они могут быть металлическими, стеклянными, серебряными, фарфоровыми, большими и маленькими, и звучат они тоже по-разному – вместе с детьми устраиваем музыкальную игру «Вечерний звон». То есть, идет непосредственное взаимодействие с предметами, когда ребенок может не только смотреть на экспозицию, но и взять в руки экспонаты и спросить, что это такое. Мы начинаем с ними развивать тему, и беседа складывается сама собой. Применяем принцип театрализации, когда нам хочется рассказать, например, как потчевали гостей, какие на столе были блюда, как они назывались, из чего готовились, например, знаменитая белевская пастила или тульский пряник.

– Какие еще идеи и техники вы реализуете в рамках проекта «Интерактивный музей»?

– Есть проекты, которые проходят непосредственно в группах детского сада, там дети и родители совместно с воспитателями создают мини–экспозиции. Представляем детям интерактивные выставки о старинной посуде либо каких-нибудь ремесленных приспособлениях, сувенирах привезенных из путешествий, камнях и изделий из них. Каждый экспонат озвучивается тем ребенком, который его принес. Организуем социализирующие игры или народные игры – хороводы и песни, так дети изучают культуру и бытование предметов. У нас еще есть дополнительный кружок, который называется «Василисин сундучок». Это моя авторская программа, которая реализуется уже третий год.

Кружок дает детям основы ИЗО и декоративно-прикладного искусства, и мировой художественной культуры – это для старших и подготовительных групп. Мы, например, изучаем с ними необыкновенные истории обыкновенных вещей. Когда и откуда пошли подушки? Как они выглядели? Что такое «думочка», как она украшалась? Потом мы рисуем такую подушку. Любимая тема наших ребят – «Зверушки на подушке». Делается «портрет» любимого зверька в окружении орнамента.

Если мы изучаем, как застилали кровать в стародавние времена, то в основе игровой мотивации к занятию идут сказки «Принцесса на горошине» или «Спящая красавица». Здесь мы наглядно застилаем нашу миниатюрную кроватку по всем правилам. Слои состоят из войлочной подстилки, перины, подзора, одеяла красивого стеганого, «накидушки», красиво уложенной на пирамиду из подушек. Потом ребята выполняют художественный коллаж из разных материалов, получается очень эффектная композиция.

Старшие ребята изучают еще и ремесла по принципу считалочки «На златом крыльце сидели...». Например, парикмахер – и мы изучаем прически XVIII века – высокие, огромные, похожие на корабль или на корзину с фруктами... Сапожник – и мы рисуем туфельку Золушки, Кота в сапогах или сапог великана, который стал многоэтажным домом для маленьких гномов. Дети с удовольствием их рисуют, и таким образом мы дополняем их знания, используя доступное изложение для понимания, украшая его детскими впечатлениями и эмоциями.

– Возвращаясь к взаимодействию с Экскурсионно-просветительским центром ТГУ, как музейные работники помогают детскому саду?

– Наш сад работает в этом направлении уже восемь лет. Три года назад мы решили создать программу «Почемучка» – пытались весь наш опыт собрать в единое целое с привлечением музейных работников. Программа эта действует круглогодично и рассчитана на постоянное взаимодействие с музеями ТГУ. Два занятия в месяц проводятся в музеях ТГУ и два занятия – в рамках определенного проекта в группах. В музее создается особая музейно-образовательная среда, для которой ключевыми являются слова «я сам» – действую, думаю, принимаю решение. «Почемучка» – это дошкольник, который при помощи своих вопросов выстраивает модель осознанного образа предвосхищаемого результата, на который направлена деятельность, то есть готового продукта цели деятельности.

Это цикличный проект – мы заключили тематическое содержание программы «Почемучка» в круг, и у нас получилось «колесо обозрения». Это не случайный символ – прежде всего, это панорама для обзора с удобной точки зрения. Раньше его называли «колесом наблюдения». Кроме того, это не просто наблюдение, а яркое впечатление от увиденного и осмысленного тобой лично, которое запоминается надолго.

На каждый месяц учебного года отводятся две темы. Таким образом, каждый месяц реализуются два проекта, направленные на изучение тем, рассматриваемых в образовательной среде ДОО, и помогает нам Экскурсионно-просветительский центр музеев НИ ТГУ, призванный координировать всю экскурсионную деятельность комплекса музеев и научно-исследовательских подразделений, создавать эффективную систему работы с посетителями. 

Есть у нас и сценарии квестов для прохождения в Университетской роще, где можно искать археологические находки, изучать происхождение песчинок. Детям дают рассмотреть их под микроскопом и узнать, овальная песчинка или острая, принесло ее ветром или водой и так далее. Это мелкие, но уникальные детали, которые, может быть, взрослому человеку кажутся абсолютно обыденными. А для ребенка это целое открытие.

– Есть ли намерения тиражировать такую программу на другие детсады и музеи?

– Созданная нами инновационная модель взаимодействия образовательной среды ДОО и уникальной музейной образовательной среды Экскурсионно-просветительского центра ТГУ; сформированное единое культурно-информационное пространство; деятельность детского интерактивного музея как средства инкультурации и социализации детей дошкольного возраста показали на практике свою жизнеспособность и эффективность. Все это мотивирует нас на продолжение практической работы с детьми, расширение границ сетевого взаимодействия и сотрудничества с сотрудниками ТГУ; разработку новых методических пособий; поиск новых вариативных форм и методов работы со всеми участниками образовательных отношений в системе музейной образовательной среды в ДОО, музейного комплекса и факультетов ТГУ.

Мы планируем продолжать распространение нашего опыта в городе, области, регионе и за их пределами с целью оказания методической поддержки всем заинтересованным специалистам и педагогам, работающим и начинающим работать с современными технологиями в области музейной педагогики в целом и детскими интерактивными музеями в частности.