Антоний Швиндт, заместитель руководителя секретариата вице-премьера правительства России Дмитрия Чернышенко, дал интервью Передовой инженерной школе «Агробиотек» Томского государственного университета. Он рассказал, в чем особенность подготовки специалистов в передовых инженерных школах и зачем сейчас нужны инженеры-«творцы».
— На что направлены передовые инженерные школы?
— Передовые инженерные школы сегодня – это один из инструментов решения государственной задачи по подготовке кадров. Президент поставил задачу не просто обеспечить технологический суверенитет страны, а работать на опережение – выходить на лидирующие позиции в стратегически важных отраслях экономики, наращивать собственный научный потенциал. Для этого стране нужны грамотные специалисты, способные работать с передовыми технологиями. На это нацелены как раз передовые инженерные школы. Причем, образовательный трек каждой школы выстроен с учетом отраслевой и региональной специфики, это важно – кадры готовятся под конкретные нужды работающих предприятий и региона.
— Что отличает подготовку в передовых инженерных школах?
— Чтобы подготовить специалистов под решение стандартных технологических задач, достаточно программы инженерного факультета. А передовые инженерные школы ориентированы на подготовку кадров, способных создавать новые инженерные решения.
Сейчас у нас в стране много научных заделов и уникальных разработок, следующий этап – их «распаковка» и трансфер технологий в реальное производство. Для этого необходимо выстроить грамотный технологический процесс: из опытного образца получить мелкую серию, из мелкой серии реализовать полномасштабное производство. И здесь только знаний технологических процессов недостаточно. Необходимо стратегическое понимание конечного результата и инженерное мышление, на развитие которого направлены, к примеру, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), методология инженерной деятельности. Это предметы, которые учат не просто что-то воспроизводить по схеме или эксплуатировать, а позволяют конструировать, создавать новое, использовать креативный подход к решению конкретных задач индустриальных партнеров.
— В чем особенности сотрудничества с индустриальными партнерами?
— Важно грамотно выстраивать работу с индустриальными партнерами, учитывая их бизнес-интересы и производственные запросы. В целом мы наблюдаем большой интерес у реального сектора экономики к сотрудничеству с передовыми инженерными школами. Сегодня партнерами ПИШ выступают более 160 госкорпораций и крупнейших частных российских компаний. На каждый рубль, вложенный государством в проекты развития передовых инженерных школ, компании-партнеры инвестировали более 1,5 рублей. Это впечатляющие цифры, которые с развитием проекта будут только увеличиваться.
— На что важно обратить внимание во время приемной кампании?
— Важно четко работать с абитуриентами – будущими студентами ПИШ. От этого зависит качество и эффективность самой школы. Школы уже ориентированы на тех ребят, кто имеет хорошую базу знаний, потому что восполнять пробелы по физике, математике, инженерным дисциплинам уже некогда – ПИШи «заточены» на передовое инженерное образование.
Посетив лично многие инженерные школы, могу отметить: есть коллеги, которые очень хорошо работают с абитуриентами – со школьниками, с бакалаврами, чтобы на конкурсной основе к ним попали действительно сильные, мотивированные ребята. ПИШ «Агробиотек» ТГУ – одна из них.
— Каковы перспективы развития ПИШ?
— На данный момент проект охватывает 50 вузов в 23 регионах России. По решению президента РФ в рамках нацпроекта «Молодежь и дети» реализация проекта будет продолжена, а количество инженерных школ к 2030 году будет увеличено до 100. Это говорит о масштабности подготовки кадров передовыми школами для ключевых отраслей экономики, которые обозначены в указе президента РФ «О национальных целях развития России на период до 2030 года на перспективу до 2036 года».
Для страны важно обеспечить технологическое лидерство, свою независимость, конкурентоспособность, поэтому нам сейчас нужны инженеры-«творцы», те, кто будут создавать технологии, а не только эксплуатировать. Передовые инженерные школы – флагманы подготовки таких специалистов, они должны стать базисом для развития передовых технологий подготовки кадров, обучения и наставничества. Чтобы далее под эти стандарты подтянулись все университеты. Это позволит обеспечить нашу страну новыми Королёвыми и Кулибиными – инженерами нового поколения для решения нетривиальных задач.
— Будут ли востребованы инженеры в сфере сельского хозяйства в будущем?
— Конечно! Более того, правительство России запускает с 2025 года новый национальный проект «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». Среди его задач – сохранение стабильного производства, повышение эффективности и доходности для аграриев, а также увеличение импортозамещения. Отдельное внимание будет уделено обеспечению технологической независимости в сельскохозяйственном машиностроении и подготовке кадров для АПК.
Без ученых и инженеров реализовать столь масштабные задачи просто невозможно, поэтому востребованность выпускников передовых инженерных школ, готовых развивать агро- и биотехнологии, будет только расти.
Напомним, что прием документов на магистерские программы Передовой инженерной школы «Агробиотек» ТГУ идет до 9 августа.
Текст и фото: ПИШ ТГУ