Институт Конфуция Томского госуниверситета запустил новую образовательную программу «Бизнес с Китаем: стратегии, инструменты, возможности». Преподаватели из разных российских и китайских организаций будут рассказывать о государственном устройстве КНР и взаимодействии с госорганами страны, о деловом протоколе, этикете, культурных особенностях Поднебесной, имеющих значение для ведения бизнеса, инструментах поддержки и многом другом. Среди обучающихся – представители компаний из Томска, Москвы, Новосибирска, Барнаула, Петербурга. Многие из них работают в пищевой и текстильной отрасли, ведут торговлю на площадках ВБ и ОЗОН.
– Нас часто приглашают выступать в компаниях. В течение двух лет мы много ездили и поняли, что лучше пригласить на обучение к себе всех желающих. Их сейчас очень много. Это компании, которые хотели бы сами выйти на китайский рынок и вести там дела, и компании, которые планируют завозить в Россию китайские товары и услуги, – рассказывает директор Института Конфуция ТГУ Ирина Шведова. – Одно из направлений – продукты питания. В Поднебесной сейчас бум российских продуктов, вплоть до того, что их даже подделывают. Это объясняется высокой популярностью экотоваров. У жителей Китая российские продукты считаются экологически чистыми. Поэтому, к примеру, алтайские продукты там уже очень хорошо представлены. Наблюдая эту тенденцию, российские бизнесмены пытаются занять эту продуктовую нишу, но, не зная особенностей рынка КНР, можно не заработать, а потерять.
Например, из Сибири в Китай пытаются поставлять кедровый орех и продукты на его основе. Но в КНР они не пользуются популярностью, поскольку там есть свой, но другого сорта – менее жирный и поэтому более востребованный. Или другой пример – российский гематоген. По мнению китайцев, он излишне сладкий, поэтому вряд ли поставки этого продукта себя оправдают.
– Бытует мнение, что китайцы и восточные люди в целом очень хитрые, но это один из стереотипов, – отмечает Ирина Шведова. – Дело не в хитрости, а в том, что эта страна сильно отличается от нашей, в том числе в плане законов. Представители бизнеса нередко начинают дело, даже не подозревая об особенностях, с которыми им придется столкнуться. Это чревато финансовыми рисками, которые можно значительно снизить, грамотно подготовившись к работе. Нужно понимать, из чего складывается психология китайцев, каковы правила ведения переговоров и так далее.

Преподаватели новой программы расскажут бизнесменам о специфике работы с Китаем, о том, как вести внешнеэкономическую деятельность, какие есть особенности в таможенном оформлении. Бизнесмены узнают о трендах экономического развития по провинциям КНР, государственном календаре, о том, какие культурные особенности есть у китайцев и какие темы для них являются «чувствительными». Этим программа ТГУ отличается от многого, что предлагают на рынке консалтинговых услуг, поскольку Институт Конфуция ТГУ делает погружение в культуру Китая, объясняет, по каким законам живет эта страна и каковы особенности менталитета.
В ходе занятий будут затронуты такие темы, как инструменты господдержки со стороны России, санкционная политика и законные меры преодоления преград.
– Мы впервые расскажем о том, как искусственный интеллект помогает в процессах внешнеэкономической деятельности, насколько он облегчает работу, дадим практические навыки работы с конкретными приложениями, – говорит Ирина Шведова. – Наши слушатели научатся проводить маркетинговые исследования китайских рынков, выходить на маркетплейсы и соцсети. Вместе с тем они узнают, как правильно брендировать товар, как его выставлять и прочее.
Среди преподавателей программы – сотрудники ТГУ, специалисты из китайских компаний, менеджеры российских компаний, которые уже активно работают с КНР, сотрудники из профильных департаментов администрации Томской области, сотрудники МИД России, работающие сейчас в Китае в генконсульствах в Гуаньчжоу и Шэньяне. В программе также задействованы специалисты из Москвы, в частности, из Российского совета по международным делам (РСМД).
Программа рассчитана на три месяца, за это время бизнесмены получат необходимую базу. Если им понадобится специалист по Китаю, будет предложен кто-то из выпускников Института Конфуция ТГУ, кто мог бы сопровождать бизнес в России, либо выпускников, работающих и живущих в КНР.
В течение ближайшей недели в рамках донабора можно присоединиться к программе.