Иностранный как родной: в ТГУ исследуют функциональных билингвов

Иностранный как родной: в ТГУ исследуют функциональных билингвов

Междисциплинарная команда исследователей факультета иностранных языков и факультета психологии ТГУ продолжает изучать функциональных билингвов — студентов Томского государственного университета. Проект «Разработка инструментария для оценки динамики становления функционального билингвизма у студентов языковых факультетов» получил грантовую поддержку РФФИ, это позволит разработать систему по созданию искусственной языковой среды для эффективного освоения иностранных языков.

Сейчас все больше людей не только стремятся овладеть английским или другим иностранным языком, но и организуют процесс воспитания и образования своих детей таким образом, чтобы ребенок с детства рос в мультилингвальной среде. Считается, что правильно созданные условия для освоения языка, даже в искусственной среде, могут способствовать развитию признаков так называемого искусственного билингвизма у обучающихся.

Ольга Нагель

— Билингвизм не может быть описан только в лингвистической парадигме. Его основные аспекты изучаются в рамках таких междисциплинарных областей, как социолингвистика, психолингвистика и нейролингвистика. Кроме этого, билингвизм также представляет немалый интерес для педагогов и других специалистов, занимающимися вопросами образования, — объясняет руководитель проекта, декан ФИЯ ТГУ Ольга Нагель.

На сегодняшний день учебные программы на языковых факультетах составляются так, чтобы процесс обучения был максимально приближен к реальным ситуациям речевого общения на иностранном языке. Почти 50% предметов ведется на изучаемом иностранном языке, благодаря чему создается «искусственная языковая среда», направленная на развитие не только лингвистической, но и социолингвистической, дискурсивной, стратегической, социальной и социокультурной компетенции.


— Формирование признаков учебного или искусственного билингвизма у современного выпускника становится одним из трендов языкового развития современного общества. Но для организации языковой среды способствующей этому, нужно разработать четкие критерии оценки признаков билингвизма, — отмечает доцент кафедры романских языков ФИЯ ТГУ Александра Буб.

bilingual

Поэтому одной из задач проекта является изучение условий полилингвальной языковой среды в университете и за его пределами. Это нужно, чтобы выявить максимальное число факторов, определяющих становление и развитие иноязычных навыков у обучающихся.

Целевыми методами проекта, которые не только используются, но и разрабатываются, адаптируются и валидируются авторами исследования, являются методы сбора данных: анкетирования, интервьюирования, тестирования и эксперимент. Такая работа с данными активно применяется в ТГУ с 2017 года для изучения сознания тюрко-русских билингвов в рамках мегагранта по исследованию этнокультурных, в том числе языковых, взаимодействий в Южной Сибири.

В настоящее время лингвисты ТГУ проводят диагностические мероприятия по оценке динамики развития языковых навыков и влияния на них средовых компонентов. Проект ФИЯ фокусируется на функциональных билингвах, исследовательские методы также подбираются и разрабатываются с учетом трех заявленных аспектов описания содержательных характеристик билингвизма: лингвистического, психологического и социолингвистического.

— Исследование психологической составляющей процесса становления функционального билингвизма у студентов лингвистических направлений подготовки позволит выделить их психологические ресурсы и дефициты и разработать соответствующие программы психологического сопровождения, — уточняет доцент кафедры генетической и клинической психологии ФП ТГУ Инна Атаманова.

Одна из исполнителей проекта — доцент кафедры английского языка естественнонаучных и физико-математических факультетов ФИЯ ТГУ Александра Душейко отмечает, что функциональный билингвизм превращается в социально доминирующую категорию нашего времени, позволяющую расширить возможности личной и профессиональной самореализации индивида.

— Знание иностранного языка, в частности, английского, уже перестает быть преимуществом и становится необходимым фактором для достижения успеха во многих сферах жизни человека, так как законы развития современного общества предъявляют жесткие требования к специалистам международного уровня, — подчеркивает доцент кафедры английской филологии ФИЯ ТГУ Ирина Темникова.

К участию в проекте активно привлекаются студенты факультета иностранных языков. На данном этапе в проектной группе информантов — 20 студентов 1 курса ФИЯ и 15 студентов третьего года обучения. Они не только получают возможность узнать свой уровень языка с разных перспектив и получить подтверждающий сертификат, но и могут самостоятельно отследить динамику своего обучения, научиться вести языковое портфолио и сознательно контролировать направление развития языковых и коммуникативных навыков на иностранном языке.

Научная деятельность, направленная на выявление содержательных характеристик процесса становления функционального билингвизма у студентов лингвистических направлений подготовки (английский язык), началась на факультете иностранных языков в 2020 году, когда первый этап проекта был поддержан в рамках конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований.

В 2021 результаты проведенной работы по построению модели становления функционального билингва, включающей лингвистический, психологический и социолингвистический уровни, а также разработанный комплекс диагностических мероприятий (онлайн-версии опросов, направленных на выявление динамики лингвистических и психологических показателей для проведения пилотного лонгитюдного исследования процесса становления функционального билингвизма) получили положительную оценку экспертов РФФИ, что позволило авторам проекта продолжить работу в выбранном направлении.