Top.Mail.Ru

Иностранные студенты в России: как обеспечить экономику кадрами

Одна из стратегических целей государства – привлечение 500 тысяч иностранных студентов в российские вузы к 2030 году. Дискуссионная панель «Иностранные студенты в новой модели высшего образования: привлечение, обучение и трудоустройство» прошла на IV международном форуме «Преобразование образования» в Томском государственном университете. Эксперты из ведущих российских вузов и бизнеса искали ответ на ключевой вопрос: как не просто учить иностранных студентов, но и трудоустраивать их после выпуска в приоритетные отрасли экономики, в частности – в банки.

Основными тезисами дискуссии стали рынок труда и служебное жилье, привлекательная экосистема для иностранцев, поддержка вузов при коммуникативных сложностях, обеспечение плавного перехода от образования к карьере.

Модераторами выступили проректор ТГУ по международным связям Артём Рыкун и первый проректор – проректор по образовательной деятельности Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) Юлия Эбзеева.

В дискуссии участвовали директор Университета Банка России Андрей Афонин, руководитель образовательных программ Альфа-Банка Алексей Белов, начальник управления образовательной политики РУДН Александра Воробьева и директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев

DSC_8076_1200 дискуссия ПрОбр ТГУ.jpg
Эксперты дискуссии «Иностранные студенты в новой модели высшего образования: привлечение, обучение и трудоустройство» на форуме «Преобразование образования» в ТГУ

Государственная задача – привлечь в российские вузы 500 тысяч иностранцев к 2030 году. Однако, по статистике, из 385 тысяч текущих студентов лишь менее 10% остаются в России после выпуска.

– При этом трудоустройство иностранных выпускников в росскийские компании является недооцененным ресурсом для развития нашей экономики и роста производства, – подчеркнула Юлия Эбзеева. – Когда мы говорим в целом о работе иностранцев, то чаще всего подразумевается неквалифицированный труд. Если нашей целью является привлечение квалифицированных специалистов, то следует предусмотреть гибкую миграционную политику и создать систему «бесшовного» перехода из статуса студента в статус работника.  

Андрей Афонин заметил, что привлечь и сохранить иностранных выпускников в стране не получится, если не будет настроен определенный механизм взаимодействия с такими учащимися. По его словам, российское образование пользуется популярностью и остается конкурентоспособным на международном рынке.

– В стратегии развития финансового рынка есть задачи по кадровому обеспечению финансовой отрасли. Рассматривать возможности восполнения дефицита кадров за счет талантов из-за рубежа закономерно, особенно учитывая, что они уже приехали к нам в страну за образованием. В рамках пилота мы планируем проработать механизмы привлечения и удержания квалифицированных иностранных выпускников в организациях финансовой отрасли. Нужно посмотреть, каким образом этот механизм может работать, что необходимо сделать на уровне профильных органов власти, если мы говорим про миграционную политику, и другие вопросы, чтобы эта система у нас заработала, – сказал Андрей Афонин.

DSC_8296_1200 А.Афонин Банк России.jpg
Директор Университета Банка России Андрей Афонин

Эксперты рассмотрели кейсы взаимодействия работодателя с вузами в рамках практик – первого «погружения» студентов в рабочую отрасль. Подобное сотрудничество помогает не только восполнить кадровый дефицит, но и обеспечить качественную профподготовку. Например, работодатель может предоставлять исследовательские лаборатории для студентов, проходящих практику, тем самым работая на будущее обеспечение кадрового состава.

Получить образование – и остаться в России

Миграционные барьеры при трудоустройстве иностранных специалистов до сих пор остаются основными преградами для жизни в России. По словам Алексея Белова, главная проблема – юридическая, связанная с патентами и документооборотом. У иностранных студентов также возникают сложности вхождения в рабочую экосистему, ведь они проигрывают российским студентам.

– Во многих вузах появляются центры карьеры и поддержки студентов, организуются карьерные мероприятия. Есть отдельные стойки для иностранных студентов. И это классно, потому что талантливые иностранные ребята в силу того, что не могут попасть на стажировки, выпускаются с маленьким практическим опытом, проигрывая российским студентам. По общей статистике у нас в стране сейчас 385 тысяч иностранных студентов и только примерно 10% остаются в России. Остальные – получают образование и уезжают трудиться на родину, и это большой убыток, – подчеркнул Алексей Белов.

Как отметила Александра Воробьева, трудоустройство – это диалог между студентом или выпускником и работодателем. Несмотря на барьеры, законодательства и открытые вакансии, решение остается за студентом: остаться в стране или вернуться на родину, работать в этой компании или в другой. Важный вопрос: «Где я буду жить после обучения, если выселюсь из общежития?»

– В этом ключе мы должны «продать» им выбор: уговорить остаться в стране и работать в конкретной компании. Это решение уровня «Где я буду жить? Услышу ли я родной язык еще когда-либо в жизни?» И если мы хотим, чтобы иностранцы остались, мы должны им «продать» весь образ жизни – место, где они останутся, место, где они заведут семью, – сказала Воробьева. – С решением этой задачи не может справиться только вуз. Практика – это ключевая точка, в которой вуз может свести своего обучающего с работодателем. Работодатели должны быть готовы принять практиканта: мы с ним работаем, мы в него вложились, это инвестиции в наш будущий кадровый состав. В университете студент приобретает фундаментальные, жесткие навыки, которые позволяет ему стать хорошим специалистом. Но базовый кейс – конкретное рабочее место с конкретной корпоративной и отраслевой культурой.

DSC_8084_1200 А.Воробьева.jpg
Начальник управления образовательной политики РУДН Александра Воробьева в ТГУ

Эксперты бизнес-сферы отметили перспективность базовых кафедр – лабораторий внутри университетов, в которые можно трудоустраивать студентов и создавать для них мини-офисы. Интересные форматы: недели карьеры или специализированные дни, на которых компании общаются со студентами через мастер-классы, квесты, игры.

– Это удобно для студентов, ведь они знают, что в их университете есть базовая кафедра, куда они пришли за работой и конкретными практическими задачами. Мы, представили компаний и отраслей, сопровождаем их на протяжении этого времени. Это гибкий формат, который в том числе обеспечивает профсоциализацию, – сказал Алексей Белов

Признание дипломов в разных странах

Важной темой стало признание документов об образовании – не только российского диплома за рубежом, но и иностранного в Российской Федерации.

– Мы должны поднимать вопрос признания не только российского диплома за рубежом, но и иностранного диплома в Российской Федерации. Когда к нам приезжают с дипломами Казахстана или Узбекистана, многие организации требуют нострификации, которые иногда затягиваются на очень продолжительный период. Университет должен выступать площадкой для проведения экспертных мероприятий и взаимодействия с работодателями и индустриальными партнерами, потому что именно эксперты должны определять дальнейшую, в том числе образовательную политику, – считает Андрей Афонин.

Привлечение иностранных выпускников к работе в России – задача комплексная, требующая совместных усилий университетов, государства и бизнеса. И нам необходимо продолжать диалог в этом направлении, чтобы наш рынок труда оставался открытым, для квалифицированных иностранных специалистов в том числе.

Банк России готов выступать организатором дискуссионных рабочих площадок, объединяющих усилия вузов и работодателей финансовой отрасли, чтобы простроить общую коммуникационную стратегию на уровне страны, отдельных университетов и их объединений.

– Двухступенчатая система должна быть распознаваема, – прокомментировал проректор ТГУ по международным связям Артём Рыкун. – Необходимо продолжение диалога между рядом вузов, определяющих движение российского образования, а также создание консорциума между вузами и работодателями, заинтересованных в том, чтобы наш рынок труда оставался открытым, в том числе и для квалифицированных специалистов с иностранным гражданством.

Артём Рыкун добавил, что вуз заинтересован в студентах, которые в будущем «смогут питать нашу экономику».

Напомним, что в Томском государственном университете в настоящее время учатся 3 700 иностранцев, большинство – студенты из Казахстана, Китая, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Индонезии. Диаспора индонезийских студентов ТГУ – самая большая в России.

Справка: IV международный форум «Преобразование образования» проходил в Томском государственном университете с 13 по 15 ноября 2025 года при поддержке Минобрнауки РФ. Традиционно мероприятие собирает ведущих экспертов в сфере высшей школы, ученых и представителей индустрий. Ключевая тема 2025 года – «Качество образования для человека будущего».