ИХТЦ ТГУ изготовит конвертеры озона для 22 новых суперджетов России

Россия развивает гражданское авиастроение, независимое от импортных компонентов. В конце августа опытный образец самолета Sukhoi Superjet 100 совершил первый успешный полет. На этом самолете установлено оборудование для обеспечения безопасности полетов – два конвертера озона, созданные химиками Томского государственного университета и сотрудниками Инжинирингового химико-технологического центра (ИХТЦ). До марта 2024 года ИХТЦ изготовит и поставит подобное оборудование для 22 новых самолетов. 

Конвертеры озона – обязательная составляющая системы безопасности каждого самолета. На высоте до 11 тысяч метров авиалайнер попадает в область, где концентрация озона достаточно велика, и попадание забортного воздуха в кабину без очистки недопустимо.

По международным правилам в салонах всех самолетов устанавливаются конвертеры озона: в малых самолетах – по два, в больших – от четырех до шести. Ранее такие конвертеры в мире изготавливали только в США и Германии. Теперь у России есть своё производство в Томске. 

Катализатор, который эффективно преобразует опасный для человека O₃ в безопасный О₂, разработала научная группа под руководством Сергея Галанова на базе лаборатории каталитических исследований химического факультета ТГУ. Производство конвертеров с этим каталитическим материалом налажено на площадке ИХТЦ – инновационной компании, созданной при участии ТГУ.

DSC_6573.jpg
Конвертеры озона – передовая разработка ученых ХФ ТГУ

Первые поставленные авиапрому конвертеры установлены на опытный образец суперджета, который совершил первый успешный полет 29 августа. 

В настоящее время конвертеры для новых российских самолетов проходят часть испытаний в Тамбове на базе Росхимзащиты. Основные испытания проводятся в московском ОКБ «Кристалл». 

– Мы живем в новых условиях, когда нам ставят реальные задачи и спрашивают за реальные результаты. Специалисты ИХТЦ – инжиниринговая команда, которая сейчас в России на лидирующих позициях отстаивает импортонезависимость страны в химической промышленности, – говорит директор ИХТЦ, и.о. декана ХФ ТГУ Алексей Князев. – Мы ежегодно в кооперации с научными и промышленными партнерами выпускаем до 20 химических продуктов. Конвертеры озона – это то, что когда-то было научной разработкой, которую мы создавали совместно с ТГУ по заказу АО «Росхимзащита», разрабатывали свой российский катализатор, свою российскую конструкцию. И теперь с гордостью видим, как наше изделие находится в конструкторской документации на российский самолет.

Добавим, что в 2021 году ИХТЦ получил государственную лицензию на разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники, за исключением беспилотников. Под авиационной техникой в настоящий момент понимается оборудование кондиционирования, жизнеобеспечения и воздухонаддува летательных аппаратов – генераторов кислорода.

Разработка комплекса передовых отечественных цифровых и инженерных решений в интересах минимизации опасностей для граждан и общества ведется в Томском государственном университете в рамках стратегического проекта «Технологии безопасности» при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».