И прошлое, и будущее: какое преображение ждет университетские музеи

Проектная команда управления музейной деятельностью, музеев ТГУ и московского архитектурного бюро NOWADAYS office представила общественности стратегию архитектурно-пространственного развития комплекса музеев и музейной среды университета. Работа над этим проектом велась целый год. Новое видение музейной среды в пространстве кампуса ТГУ делает ее открытой, мультиязычной, интегрированной с культурной средой Большого университета Томска и города, приспособленной для представления музейного собрания. Музеи станут удобнее для проведения учебных занятий и научных исследований, выступлений, встреч и познавательного досуга. Подробности рассказала начальник управления музейной деятельностью ТГУ Людмила Панкратова.

У всего нового есть своя предыстория. Так и модернизация деятельности музеев ТГУ началась с двух, уже реализованных, проектов. Это «Развитие экскурсионно-просветительской и образовательной деятельности музеев ТГУ с целью формирования профессиональных и культурно-просветительских компетенций обучающихся» (руководитель – проректор по социальной работе Сергей Кулижский) и «Создание современного музейного пространства как части культурно-просветительской инфраструктуры университета» (руководитель – проректор по научной работе Иван Ивонин). В 2022 году на смену им пришел новый проект – «Создание университетской музейной среды как части социальной инфраструктуры Большого университета Томска» при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030» (руководитель – проректор по образовательной деятельности Евгений Луков).

11.jpeg
Миссия университетских музеев ТГУ

– За предыдущие годы мы организовали активную культурно–просветительскую работу со всеми музейными аудиториями и поняли, как много у нас возможностей для развития. Но были проблемы – например, мы плохо знали музейные фонды. Затем, в процессе работы с ними, стало очевидно, что экспозиций в музеях у нас нет или они морально устарели. А нужно, чтобы они соответствовали запросам современного образовательного процесса и отражали достижения современной науки, – рассказывает Людмила Панкратова.

Другие выявленные проблемы: нехватка площадей, из-за чего музеи вынуждены совмещать экспозиционные и рабочие пространства; ограниченные возможности для организации учебной и научной работы в музеях; отсутствие либо нехватка современных фондохранилищ; недостаток экспозиционно-выставочных пространств, и как следствие – перенасыщенность экспозиций, что придает им неряшливый вид; необходимость проведения ремонта в помещениях музеев.

Обсуждая накопившиеся проблемы в формате стратегических сессий, коллектив управления музейной деятельностью, сотрудники музеев, факультетов и руководство вуза пришли к единому мнению – необходимо иметь стратегию развития музейного пространства университета.

Она должна учитывать пространство для развития музеев и на территории кампуса, и в главном корпусе, где расположены пять из шести музеев ТГУ, а также пространство экспозиций, фондохранилищ музеев, рабочие зоны для сотрудников и пользователей музеев. Стратегия предполагает и разработку дизайн-кода музеев, который позволит выявить музейную среду, поможет организовать навигацию внутренних пользователей и посетителей кампуса – чтобы было легко обнаружить музейные объекты.

Начать реэкспозицию музеев было решено с зала Зоологического музея, расположенного в небольшой по площади, двухсветной аудитории, в которой некогда был оборудован амфитеатр. Помещение давно стоит в очереди на ремонт, но рациональное использование всего объема пространства – сложная архитектурная задача.

– Для решения поставленных задач мы сразу запланировали привлечь опытных специалистов. Стратегия, которую мы совместно с ними должны были разработать, представляет собой сложную разноуровневую структуру. Иначе говоря, мы должны были сформулировать систему принципов и подходов развития музейного пространства от территории кампуса до конкретной аудитории, – говорит Людмила Панкратова.

Поиск компании-партнера привел к сотрудничеству с московским архитектурным бюро NOWADAYS. Привлек успешный опыт реализации музейных проектов, креативность команды и ее готовность работать над проектом не только удаленно из Москвы, но и в Томске – представителям ТГУ импонировало желание коллег приехать в город, познакомиться с ним и университетом, пообщаться с самыми разными представителями их целевой аудитории.

– Нам важно было, чтобы это были специалисты, которые смогут бережно отнестись к нашему наследию и в то же время, привнести новые, современные решения – потому что университет развивается, меняется, и хотелось бы, чтобы наши пространства отвечали современным запросам сотрудников, студентов и посетителей. Хотелось бы, чтобы они увидели в музеях современную науку, направления исследований наших ученых. Кроме того, стоит задача создать в музеях условия для образовательной и научной работы студентов и преподавателей. Включение музеев в основные процессы работы университета – наша основная задача, – отмечает Людмила Панкратова.

Все эти запросы университетского сообщества отражены в стратегии, разработанной командой NOWADAYS office и проектной группой университета. Рабочая группа, сформированная приказом ректора, анализировала и обсуждала проект на всех стадиях его разработки.

Архитектурное бюро предложило несколько гипотез о развитии музейного пространства ТГУ. Рабочая группа одобрила вариант «город – университет–музей», который представляет один из слоев пространства кампуса (музейный слой), укрепляющий связь между всеми компонентами этой триады.

Внутри университетского кампуса стратегия предполагает не компактное расположение музеев в одном месте, а рассредоточенное – чтобы студенты и гости могли, перемещаясь по территории вуза, обнаруживая для себя что-то новое. Музейные локации станут своего рода «кладовыми-тайниками» на этом пути. При этом все вместе они будут выглядеть как единая система зданий, дворов, памятников, музейных объектов.

12.jpeg
Музейные локации станут своего рода «кладовыми-тайниками»

13.jpegНа территории ТГУ архитекторы предлагают обустроить несколько двориков – Университетский, Музыкальный, Музейный и другие. Вдохновляющее начало уже есть – дворик Института искусств и культуры.

Задействованы в стратегии и природные общественные пространства: для томичей и гостей города останутся в числе любимых мест и при этом по-новому заиграют Университетское озеро, Родниковый парк, Университетская роща, Ботанический сад. Кстати, разработчики стратегии, если одобрит университет, предлагают сделать территорию кампуса более экологичной – закрыть ее для автомобильного движения и отказаться от асфальта в аллеях.

14.jpeg
Проект обновления общественных пространств в кампусе ТГУ

15.jpegАрхитекторы также предлагают по-новому взглянуть на памятники зодчества, принадлежащие университету. Например, создать новые выставочные и многофункциональные пространства в бывшей часовне и газовом заводе. Привести в порядок здание и дворик у Биологического института (корпус № 5), бывшего химического корпуса. И, конечно, увидеть новые возможности для формирования среды в главном корпусе университета.

Сердцем главного корпуса, разумеется, останутся пять университетских музеев. По одной из гипотез их локализации музеи предлагалось перенести в южное крыло, с отдельным ходом. Но от этой идеи решили отказаться – из-за потерь в пространстве, возможных логистических проблем, а главное потому, что хочется сделать музеи непосредственной частью университетской жизни – чтобы студенческие потоки пересекались в ней с потоками гостей.

– Предлагается, чтобы зона навигации по музеям тяготела к центру главного входа в корпус и распространялась на три этажа, включая хоры над университетской церковью. Они могут использоваться как экспозиционные пространства для временных выставок музеев. А в цокольном этаже мы предусмотрели создание общего музейного ресепшена. Там будут и гардероб, и продажа сувенирной и книжной продукции. В цоколь с разных этажей будут перемещены и музейные фонды – причем мы предусматриваем создание зоны открытого хранения музейных предметов. Мы хотели бы видеть там и такие места, куда все смогут заглянуть по каким-то особым поводам – например, в Ночь в музее или в рамках наших акций, чтобы гости могли увидеть, как устроены музеи изнутри, – добавляет Людмила Панкратова.

Кстати, практика размещения фондохранилищ в нижних этажах здания широко распространена в музеях. Хранить тяжелые музейные коллекции на перекрытиях верхних этажей небезопасно, особенно в старых зданиях.

16.jpeg
Проект зала временной экспозиции

Новыми локациями, куда в интерьере университета можно выйти с музейными экспозициями, станут также различные арки, ниши и другие зоны, которые можно обыграть соответствующим образом. А еще предлагается вынести часть музейных предметов в учебные аудитории, создав в них определенную интерьерную атмосферу, как например, в мемориальном кабинете им. профессора М.Д. Рузского.

17.jpegРеализация стратегии – задача не одного дня. Она тесно связана с другими направлениями развития университета и его кампуса. Так, использовать освободившиеся пространства главного корпуса планируется для организации взаимодействия музеев с учеными и студентами – чтобы они работали не в экспозиционных залах, как сейчас, а в специально организованных музейных лабораториях и учебных аудиториях.

– Мы наблюдаем рост востребованности музейных фондов в учебном процессе, – отмечает Людмила Панкратова, – они используются в образовательных программах не только профильных факультетов. С расчетом на потенциал музейного собрания разрабатываются новые направления подготовки ФИПН, Высшей школы журналистики, ФИЯ, ИИК. Мы видим запрос на проведение учебных занятий в музеях ТГУ у представителей вузов Большого университета Томска. Например, в прошедшем учебном году все студенты первого курса СибГМУ побывали на занятиях в наших музеях естественнонаучной направленности. Мы также создаем условия для проведения на базе музеев учебных практик для студентов Большого университета.

18.jpeg
Общее музейное входное пространство, проект

Разумеется, модернизация университетских музеев подразумевает использование нового выставочного оборудования, которое обеспечит и сохранность предметов, и легкость доступа сотрудникам при обновлении экспозиции. Не обойтись и без других современных элементов в интерьере. Но все они не будут выглядеть инородно – команда разработчиков проекта выявила цвета, текстуры и материалы, составляющие идентичность университета, и планирует опираться на них при проектировании пространств.

Пример того, как может выглядеть преображенный музей, коллектив NOWADAYS office показал в разработанной архитектурно-пространственной концепции Зоологического музея и одного из залов его новой экспозиции (ауд. 122).

Архитекторы совместно с рабочей группой, состоящей из сотрудников музея и представителей зоологических кафедр Биологического института, проанализировали имеющиеся в распоряжении музея площади. Параллельно рабочая группа разработала научную концепцию экспозиции музея. В результате была предложена новая модель экспозиции музея, кафедры и рабочего пространства сотрудников музея.

Получилась анфилада из четырех экспозиционных залов, пройдя через которую посетители получат представление об эволюции природы и о научных направлениях, которые развивает томская наука и мировая биология в целом.

Интерьеры трех залов будут выдержаны в традиционном историческом стиле, не исключающем, впрочем, интервенции современных технологий, экспонатов и дизайнерских решений. В завершающем экспозицию зале (ауд. 122) основу экспозиции составят современные архитектурно-дизайнерские решения. Здесь, помимо выставочного, появится пространство и для работы сотрудников музея, а на втором ярусе будут созданы условия для встреч и групповой работы студентов и сотрудников университета.

Экспозиционные залы смогут работать по отдельности, принимая студентов и посетителей, и вместе как общее экспозиционное пространство.

Сейчас об экскурсиях в музеях ТГУ и других открытых мероприятиях Экскурсионно-просветительского центра ТГУ можно узнать по ссылке.

– С концепцией развития музеев ТГУ уже познакомились и продолжают знакомиться представители не только нашего вуза и Большого университета, но и всего города. Наша следующая задача – уйти на какое-то время в коллективную рефлексию и затем провести обсуждение стратегии с участием представителей сообщества музейных работников, архитекторов, ученых, преподавателей, студентов, жителей города. Параллельно сейчас ведется разработка задания на проектирование строительно-ремонтных работ в ауд. 122 Зоологического музея. Конечно, реализация проекта требует значительных ресурсов, в том числе, времени. Но преимущество разработанной стратегии в том, что новое музейное пространство может формироваться как картинка из пазлов. Главное – понимать, к какой цели мы движемся, – резюмирует Людмила Панкратова.