HITs и РФФ стали лучшими на WorldSkills по цифровым компетенциям

HITs и РФФ стали лучшими на WorldSkills по цифровым компетенциям

Команды Высшей IT-школы (HITs) и радиофизического факультета Томского государственного университета стали лучшими на чемпионате Future Skills Team Challenge по разработке передовых цифровых продуктов. С соревнований они привезли две награды – за первое и второе место соответственно. Чемпионат прошел в рамках финала V Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» в Москве. В шести командных челленджах приняли участие около 80 студентов из университетов со всей России.

Future Skills Team Challenge – соревнования студенческих команд, сфокусированные на оценке и развитии ключевых групп навыков следующего десятилетия. Эти перспективные компетенции были выявлены по результатам исследования «Навыки будущего для 2020-х: Новая надежда» при участии 800 экспертов WorldSkills Russia и Global Education Futures из 49 стран мира в 2020 году. В перечень таких навыков вошли коммуникативные, когнитивные, предпринимательские, технологические, «зеленые» и связанные с универсальным благополучием.

Чемпионат проходил в очном формате на площадке МИФИ. Команды должны были разработать передовые цифровые продукты и продемонстрировать высокое качество командной работы, работы c заказчиком, инженерного и предпринимательского мышления.

«Золото» чемпионата в компетенции «Цифровые возможности для бизнеса» (Digital capabilities for business) привезла команда HITs – студенты Роман Выгон (4 курс), Александр Зоркин (4 курс), Леонид Горяйнов (магистрант 1 курса) и эксперт-компатриот, программист отдела разработки цифровых решений управления цифровых решений ТГУ Александр Куприянов.

HITs цифровые возможности.jpg

В этой компетенции команде из трех человек предлагалось провести интеграцию различных технологических решений в единую IT-систему – для повышения эффективности работы предложенной им модели бизнеса. Участников сопровождали модераторы, проводящие оценку командной работы и помогающие повысить ее эффективность.

– Компетенция новая, соревнования по ней в масштабах межвуза «Ворлдскиллс» проводились впервые. На предыдущем турнире Digital Skills – 2021 в этой компетенции команда тем же составом заняла первое место, хотя не могу сказать, что это особенно помогло – задания каждый раз даются уникальные, и заранее ты даже не представляешь, над чем тебе придется работать, – отмечает Александр Куприянов. – Нам помогли победить, скорее, общие навыки командного взаимодействия и, повторюсь, хороший состав команды. Каждый из ребят силен в своем профиле, но при этом понимает хотя бы в общих чертах специфику работы других участников.

Задача, стоявшая перед командами на Future Skills Team Challenge, касалась автоматизации процесса отслеживания гоночных болидов и подготовки к соревнованиям. Участникам было необходимо решить алгоритмическую задачу по оптимальному размещению объектов на территории одного конкретного бокса для болидов. Это, подчеркивает Александр Куприянов, весьма трудоемкая олимпиадная задача, для которой нет универсального решения. Еще один этап первого конкурсного дня был посвящен созданию трехмерной карты данного бокса, с возможностью в интерактивном формате взаимодействовать с объектами.

Во второй день участники писали систему распознавания лиц для доступа к гаражам, интегрировали в эту систему историю посещения боксов, а также представили экспертам карту движения болидов по гоночной трассе – чтобы любой член команды, занимающейся гонками, мог отслеживать состояние болида.

РФФ награждение.jpg


В компетенции «Разработка электронных устройств» (Electronic device development) серебро завоевала команда РФФ: Полина Смыгалина (1 курс магистратуры) и Александр Перевалов (3 курс специалитета). Их экспертом-компатриотом стала доцент кафедры радиоэлектроники РФФ Ольга Доценко.

По правилам компетенции два человека должны были спроектировать и изготовить электронное устройство (включая разработку документации, изготовление электронных плат, корпуса и прочее) с учетом требований к его функционалу со стороны клиентов. На работу командам, как и в других компетенциях, давалось два дня.

– В качестве задания студенты должны были разработать блок управления шаговым двигателем – такие двигатели используют, например, в принтерах. При этом ребятам было дано лишь общее описание того, что должно это устройство делать, но само оно на начальном этапе не раскрывалось. Давали также список электронных компонентов, которые будут в устройстве, и прайс-лист фирм-поставщиков. Исходя из этого, нужно было сделать оценку стоимости устройства с учетом доставки компонентов до места соревнований, – рассказывает Ольга Доценко.

Вторым модулем стала работа над созданием устройства. Один конкурсант разрабатывал отдельные компоненты устройства, второй занимался трассировкой печатной платы. На этом этапе экспертам достаточно было убедиться, что участники могут самостоятельно спроектировать заданное устройство. Поэтому в следующем модуле участники получали уже готовые платы и компоненты, предоставленные разработчиком. Обязанности в команде снова разделялись: один человек собирал электронную «начинку» устройства, второй в программе для 3D-печати разрабатывал корпус для платы. Результаты работы переходили к экспертам на проверку.

После этого один из участников настраивал устройство, чтобы оно соответствовало требующемуся функционалу, а другой проводил реверс-инжиниринг (обратное проектирование) на основе другого похожего устройства. В завершение конкурсных дней команда должна была представить экспертам собранное устройство и разработанную на него конструкторскую документацию.

– Занять второе место команде помог опыт – компетенция Electronic device development новая, пилотная, но вышла она из компетенции «Электроника», в которой команда тем же составом уже участвовала. Весной на региональном чемпионате Ворлдскиллс они заняли первое и второе места. К тому же, Александр Перевалов хорошо владеет навыками 3D-прототипирования и в прошлом году был в числе участников компетенции «Изготовление прототипов», которая также развивается в ТГУ на радиофизическом факультете. Так что команда получилась полностью подготовленной, – комментирует Ольга Доценко итоги чемпионата Future Skills Team Challenge.

В подготовке команды к соревнованиям принимали участие доцент кафедры радиоэлектроники РФФ Татьяна Кочеткова и студент радиофизического факультета Глеб Долгов, который является серебряным призером финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) в компетенции «Электроника».

Организатором Future Skills Team Challenge выступает АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)». Ранее соревнования формата Future Skills Team Challenge прошли в рамках интенсива «Архипелаг 21.21» и чемпионата Digital Skills 2021.