Top.Mail.Ru

«Город поёт в ТГУ»

В середине марта в Томском государственном университете состоялось выступление нового хора. Сейчас в нем около 60 человек разного возраста, преимущественно молодежь. Художественный руководитель нового объединения, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования и вокального искусства Института искусств и культуры ТГУ Михаил Казанцев рассказал, как возникла идея создания хора, какой репертуар от него можно ожидать и как один из самых лучших голосов был найден в «Пятерочке».

СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

– Михаил, расскажите историю возникновения нового творческого объединения. Кто выступил инициатором? 

– Эта идея назревала давно. В университет каждый год приходят тысячи студентов и сотни аспирантов. Среди них есть ребята, которые окончили музыкальную школу, многие раньше пели в хоре, кто-то в Доме культуры занимался и у него есть желание продолжать. То есть потребность была давно, но, как это часто бывает, все упиралось в свободные площади для занятий и в преподавателей. В прошлом году были приложены усилия, и, наконец, всё сошлось. В сентябре мы объявили набор. Поначалу думали брать только молодежь. К нам и пришли, в первую очередь, студенты, но также было несколько преподавателей ТГУ, возраст которых примерно около 40 лет. Голоса хорошие, поставленные, ну как не взять?

DSC_4701.JPG
Выступление хора на концерте в ТГУ

Потом к нам пришла целая группа из СибГМУ. Оказалось, что там закрыли хор, а люди хотят петь. Они грамотные, подготовленные. Решили не отказывать. Изначально мы несколько иначе все планировали, не думали, что так много людей придет. Есть и те, кто без образования, они начали учиться, уже читают ноты с листа. Если есть желание, человек будет стараться. У нас есть несколько человек, которым ближе к 50. Несмотря на то, что набор был в сентябре, коллектив все еще растет. Есть ребята из Северска, несколько преподавателей из других учреждений. 

Со временем ребята, которые занимаются у нас в хоре, начали приводить знакомых. Просят: может быть, вы их послушаете и возьмете? Слушаем и берем. В феврале к нам пришли несколько человек из ТУСУРа. Есть люди из клиник СибГМУ. По сути, у нас тут уже хор Большого университета Томска складывается. 

Но, пожалуй, самый необычный путь получился у человека, который вовсе не собирался петь. Иногда мне звонит бывший руководитель Северского музыкального театра Валерий Ермошкин и предлагает кого-нибудь на прослушивание. Однажды он позвонил и сказал: «Есть парень, он не поёт, работает кассиром в «Пятерочке», но у него совершенно замечательный голос! Было бы здорово его послушать». Я тогда так удивился, думаю – когда же Валерий Ефимович успел понять, что у кассира хороший голос? Когда тот спрашивал, картой или наличными оплата и пакет предлагал? И вот приходит этот парень к нам в ТГУ, говорит, что у него нет никакого музыкального образования, он нигде, кроме школьных уроков музыки, не пел. Я начинаю его распевать и понимаю, что там такой дивный бас и совершенно колоссальные природные данные! Конечно, этого парня взяли в хор с удовольствием. Он оказался очень упорным и старательным, учится, многое начинает получаться. 

ПЕНИЕ ОБЪЕДИНЯЕТ

– Коллектив получился разновозрастный, люди из разных сообществ. Как складываются отношения? Ведь от этого, возможно, тоже зависит слаженность звучания? 

– Отношения складываются хорошо. Мы после набора разбили всех по партиям и вскоре узнали, что некоторые завели новые знакомства на почве посещения хорового коллектива. Еще заметили, что участие в хоре очень способствует адаптации первокурсников, которые недавно влились в университетскую семью. Не все люди быстро заводят знакомство в группе и привыкают к новому месту. Но здесь, в хоре, они понимают, что рядом единомышленники, и чувствуют себя комфортнее. Вот такой неожиданный эффект от пения. 

– Как часто проходят репетиции и какой репертуар вы подобрали для хора? 

– Репетиции – три раза в неделю. Но могут быть дополнительные с малыми группами, если мы разучиваем с ними отдельную партию. А вот с репертуаром всё не так просто. Особенно на первых порах сложно его подбирать, поскольку диапазон еще не такой большой, не все распелись. Но мы нашли выход: делаем под ребят аранжировки, переложения. Что-то перекладываем с четырехголосного на трехголосный состав исполнителей. Одни готовы петь Аллегрову и Меладзе, другие предлагают Свиридова. В итоге мы начали с самого простого – с песни «Где музыка берет начало» Евгения Крылатова. Потом были песни «Васильки» и «На горе-то калина», которые вошли в постоянный репертуар коллектива. 

DSC_4794.JPG
Художественный руководитель хора Михаил Казанцев

Постепенно репертуар и наша деятельность расширяются. Уже приняли участие в фестивале и конкурсе в Барнауле и Санкт-Петербурге, где возможно дистанционное участие. Занимали вторые-третьи места. Это не победа, но люди очень заразились, хотят участвовать, пробовать свои силы, появился спортивный азарт – хочется выступить лучше, занять место выше. 

Для большого концерта, который состоялся 12 марта, мы взяли замечательное произведение «Отчалившая Русь», музыка Георгия Свиридова на стихи Сергея Есенина. Это поэма в 12 частях для голоса и фортепиано. Год назад в Петербурге вышел сборник с новым переложением, мы взяли из него четыре части. Еще две части исполнила солистка хоровой капеллы ТГУ Светлана Черепова. Замечательная музыка, замечательный текст. Это первое хоровое исполнение в Томске этих частей. 

В концерте участвовали оркестр народных инструментов из музыкального колледжа им. Эдисона Денисова, художественный руководитель – заслуженный работник культуры РФ Людмила Золотарева, и образцовый вокальный ансамбль «Росинки» детской школы искусств № 4, руководитель – Елена Фомина

– Михаил, какие планы относительно набора новых участников в этом году? Наверное, растянувшийся набор – это очень неудобно? Может быть, стоит ограничиться одним месяцем? 

– Безусловно, новый набор будет, но не стоит его жестко ограничивать по срокам. Сложно отказывать людям, которые хотят и могут петь. По большому счету, всегда можно найти выход и решение. Например, сейчас у нас те, кто пришли раньше, – это концертный состав. Кто позднее и кому надо подучиться – группа кандидатов. Люди знают, что двери университета для них открыты. 

На самом деле, ТГУ всегда был точкой притяжения и с самого момента своего возникновения давал возможность людям реализовывать свой творческий потенциал. Вспомните первого ректора Императорского Томского университета: Николай Гезехус был физиком, но вместе с тем очень одаренной творческой натурой. Он и сам участвовал в музыкальных концертах, и всячески способствовал развитию этого направления в университете. Организовал музыкальный класс, где любители музыки могли обучаться, вместе со студентами и профессорами пел в университетском хоре. Николай Гезехус был большим ценителем музыки и учил этому других. 

Так исторически сложилось, что в ТГУ пели всегда. На некоторых факультетах даже были организованы свои хоры. И сейчас ТГУ сохраняет лучшие традиции. Он помогает образовываться, причем не только тем, кто непосредственно связан с университетом, но и другим людям, которые тянутся к пению. Университет многие годы играл значительную роль в культурной жизни города, и новый хор, концерты для горожан – это еще один шаг в сторону поддержки и укрепления традиции, которая является частью культурного кода ТГУ и Томска.

DSC_4726.JPG
Исполнение произведения «Отчалившая Русь»