Семья — один из важнейших институтов общества, который формирует личность человека, помогает ему адаптироваться к социуму, передает культурный опыт. Однако под влиянием глобализации и других современных процессов этот институт претерпевает глубокие изменения. В частности, меняются практики и модели родительства. Выпускница философского факультета Томского государственного университета Майя Довгаль изучила, как выполняют свою родительскую роль зумеры — люди, родившиеся с 1995 по 2012 год. Несмотря на то, что ценности поколения Z еще формируются, уже сейчас можно сказать, что оно стремится к более гибкому и вовлеченному родительству, где в центре внимания — психологический комфорт ребенка.
Исследование «Практики и модели родительства поколения Z» — выпускная квалификационная работа Майи Довгаль. На протяжении четырех лет Майя изучала вопросы внутрисемейных отношений на кафедре социологии ФсФ ТГУ.
Чтобы понять особенности зумерского родительства, Майя провела глубинные интервью с 16 молодыми женщинами и мужчинами (21-29 лет), у которых есть хотя бы один ребенок возрастом от года. Также она сравнила полученные результаты с родительскими моделями предыдущих поколений X и Y.
— Майя рассмотрела различные аспекты родительских установок поколений, в том числе сравнила их отношение к наказанию, и это интересный ход, — говорит Роман Быков, доцент кафедры социологии ФсФ ТГУ, научный руководитель Майи. — Тематика актуальна, потому что порой даже компетентные люди, практики, оторваны от научных исследований и при работе с молодежью опираются на стереотипы или свой опыт. Исследование позволит им посмотреть на вещи под другим углом и применить эти знания при работе с молодыми семьями.
Новые установки молодых родителей
Формирование ключевых ценностей поколения Z (зумеров) происходит в условиях высокого доступа к информации, развивающихся технологий, трансформации социальных ролей, нестабильной экономической и социальной среды. Исследователи описывают зумеров как прагматичных индивидуалистов, склонных к быстрой обучаемости и многозадачности. Также считается, что они чаще других поколений страдают от депрессивных и тревожных расстройств.
Многие зумеры только начинают создавать семьи, поэтому их родительские практики пока мало изучены. Тем не менее, они уже заметно отличаются от моделей их родителей.
Поколение X (1965–1980 г.р.) характеризуется практичным подходом ко всему и делает акцент на развитие самостоятельности у ребенка. Их основной метод воспитания — обучение и наставления, а также дисциплинарные практики, такие как наказание «углом». Миллениалы (поколение Y, 1981-1995 г.р.) больше вовлечены в жизнь своих детей и стараются соблюдать баланс между работой и семьей, однако большая ориентация поколения на карьеру иногда приводит к появлению феномена «социального сиротства».
Зумеры чаще, чем предыдущие поколения, откладывают вступление в брак и рождение детей, но, как правило, подходят к этим решениям ответственно. Так, большинство опрошенных планировали беременность и уделяли большое внимание подготовке к родительству как в физическом, так и в моральном плане: посещали врачей и психолога, принимали витамины, сдавали анализы, читали статьи по теме.
Поколение Z воспринимает родительство как многогранный проект, в который нужно вкладываться эмоционально и материально. Все информанты исследования отметили, что не хотели бы иметь больше одного-двух детей, чтобы не обделять ребенка вниманием и ресурсами.
«Хочу», а не «должен»
Родители-зумеры стараются прививать детям ценности собственных желаний, свободы выбора и здорового эгоизма вместо ценностей «долженствования» (должен хорошо учиться, ставить интересы других выше своих, получать одни пятерки), которым их учило старшее поколение.
— Хотел бы донести [до дочери], как правильно поставить себя в обществе и удерживать эту позицию. Научить тому, что не нужно обращать внимание на всё подряд: чужие мнения, пожелания, потребности. В первую очередь важен ты сам, — отмечает в интервью один из информантов (мужчина, 29 лет, врач-эндоскопист, отец 5-летней девочки).
Уходят на второй план ценности гендерных установок и правильного поведения «девочки» и «мальчика»: родители чаще поддерживают увлечения ребенка вне зависимости от пола. Некоторые информанты отметили, что не станут возражать, если сын захочет заняться, например, танцами, а дочь — стереотипно «мужскими» видами спорта.
Кроме того, зумеры прививают детям ценности из психологии (умение справляться с эмоциями, критически относиться к миру) и ценность цифровой осознанности — здорового отношения к гаджетам и информации. Предыдущие поколения не актуализировали последний пункт в своем родительстве.
— Для нас не важно, чтобы сын стал великим спортсменом, если, например, он занимается спортом. Главное, чтобы ему было комфортно, удобно и хорошо, — говорит информант (женщина, 27 лет, учитель начальных классов, мать 4-летнего мальчика).
Обязанности мамы и папы
В распределении родительских задач молодые семьи чаще придерживаются партнерской системы, где мужчина и женщина «вкладываются» в ребенка примерно одинаково и решают в диалоге, кто какие обязанности будет выполнять. Но встречаются и модели, где женщина занимается воспитанием в одиночку или полностью берет на себя организаторские функции в семье.
— Во многих семьях женщины стремятся к полному вовлечению в жизнь ребенка, занимаются его обучением, развитием, заботой о потребностях. В то же время у мужчин, хотя они тоже вовлечены, родительство больше проявляется не в воспитании и обучении, а в игре, — добавляет Майя Довгаль. — Мужчины говорят: «Я прихожу домой, и мы с ребенком отдыхаем, веселимся, а учится он с мамой». То есть они чаще берут на себя рекреационную функцию, их родительство происходит в более игровом, расслабленном формате.
Не наказать, а объяснить
Зумеры переняли некоторые эмоциональные практики наказаний у своих родителей, но сделали их более мягкими. Например, повышение тона и обида на ребенка стали сопровождаться объяснениями, почему поступок был неправильным и к чему он может привести. Если родитель «срывается» на ребенка, позже он извиняется и говорит, что был не прав.
Молодые родители полностью исключили из воспитательного процесса такие практики, как игнорирование ребенка и наказание «углом». Также они стремятся избегать эмоциональных всплесков и не прибегать к физическим наказаниям.
Индивидуально выстраиваемая система
На основе ответов родителей и нарисованных ими «карт отношений» (схематичное изображение себя и людей, значимых для человека в аспекте семьи) были выделены модели родительства, которых придерживается поколение Z:
-
Партнерская — равное распределение ответственности, включение каждого родителя в жизнь семьи и ребенка
-
Детоориентированная — полная сосредоточенность на ребенке, даже в ущерб собственным интересам
-
Интегративная — стремление интегрировать родительство в прочие сферы жизни
-
Интуитивная — гибкий, ситуативный подход без жестких правил
-
Карьероориентированная — приоритет карьеры над родительскими задачами
-
Дефицитная — недостаток ресурсов и одиночное родительство (даже при наличии партнера)
По мнению Майи Довгаль, эти модели говорят о переходном характере родительства зумеров — от традиционной нормы к индивидуально выстраиваемой системе с опорой на создание комфортной атмосферы в семье, эмоциональное благополучие ребенка и соблюдение собственных потребностей.
С полным текстом исследования и интервью информантов можно ознакомиться на сайте Научной библиотеки ТГУ.