Где завод, там и диджитал: о важности цифровых технологий

Руководитель команды акселератора ТГУ «Биомедтех и новые материалы» Максим Гашков выступил для участников с обобщающей лекцией – после тех, что уже услышали студенты от экспертов на этапе подготовки к трансформации своих бизнес-идей в стартапы. Своей визионерской лекции Максим дал название «Какой диджитал, иди на завод!». Эксперт рассказал о сути, типах и источниках инноваций, признаках стартапа и причинах его провала, а также про управление инновационным циклом.

Максим Гашков – академический директор по акселерационным программам Академии управления WINbd. Акселератор ТГУ был спроектирован при его непосредственном участии. Для начала ответить на вопрос, что такое в их понимании «диджитал», Гашков предложил самим участникам акселератора, а затем прокомментировал существующие на этот счет мнения. 

максим гашков.jpeg
Максим Гашков, академический директор по акселерационным программам Академии управления WINbd

Из презентации Максима Гашкова

– Про диджитал-маркетинг сложился стереотип, что это ребята в подвернутых штанишках, со смузи в руках, которые что-то делают в соцсетях. Конечно, такое есть: диджитал-маркетинг – это ведение соцсетей, поисковая оптимизация сайтов, аналитика, связанная с активностью людей в интернете. Но это лишь часть диджитала. Другое даже не убеждение, а заблуждение – есть какой-то настоящий реальный мир, а есть какой-то непонятный «диджитал», который к реальному миру отношения не имеет. Но это не так – те же заводы в настоящее время одни из самых оцифрованных компаний, – объяснил Максим Гашков название своей лекции и ее посылы. 

К примеру, ведущие российские заводы по производству стали оптимизируют ее под конкретного клиента – экспериментируют с формулами, чтобы под определенную задачу получить нужный состав. Таким образом они могут конкурировать не только с другими производителями стали в России и по всему миру, но и с производителями композитных материалов, у которых конструкционных свойств намного больше, чем у металлов. 

Что касается цифровых технологий, отметил Максим Гашков, это «верхний слой» реального мира станков, машин и людей, которые собирают большие данные о ситуации на рынке, позволяют этими данными обмениваться и коммуницировать с помощью цифровых технологий. Так вся деятельность компании становится более связанной и организованной. Еще одно ложное убеждение, бытующее среди новичков в предпринимательстве, – в том, что к стартапу может относиться начало любого бизнеса. 

виды инноваций.jpeg
Виды инноваций

Из презентации Максима Гашкова

– Это далеко не так. Если вы решили продавать шаурму, это не стартап. Решили писать сайты – тоже молодцы, но к стартапу это опять же отношения не имеет. Стартап – это бизнес, который решает проблемы клиентов новым способом. То есть, появилась какая-то новая технология – и вы под нее придумали новую бизнес-модель. Объясню на примере каршеринга. Аренда автомобилей была и раньше. Но проникновение интернета и смартфонов позволило убрать всех посредников между вами и автомобилем. Вам не нужно больше никуда идти, чтобы оформить кучу документов, и думать, как добраться до этого места. Все оформляется в приложении. Вы с фотографиями показываете, что машину получили в нормальном состоянии и сдали потом ее не битую. К приложению привязана карта, и деньги списываются ровно за то количество минут, которое вы пользовались машиной. Так благодаря новым технологиям ушла куча проблем и ценность одной и той же услуги стала совершенно другой, – пояснил Максим Гашков

Затронул он и особенности работы над стартапами, проведя аналогию с научной работой. Наконец, составитель программы акселератора напомнил командам: зачастую стартапы оказываются провальными, но в конечном счете такой исход должен являться работой над ошибками, а не поводом опускать руки и ставить точку в предпринимательской деятельности. Так или иначе, по возможности избежать ошибок и разобраться в уже допущенных участникам акселератора на протяжении всей программы помогут трекеры. 

стартап vs научная работа.jpeg
Аналогия с научной работой

Из презентации Максима Гашкова

– Предприниматель всегда ведет деятельность на свой страх и риск, а в случае стартапа – еще и в условиях неопределенности. Всегда может что-то пойти не так. К этому надо просто привыкнуть: с утра встаете – и уже все не так. Трекер нужен, чтобы подсказывать вам, как же сделать, чтобы получилось «так». Он уже работал с большим количеством стартапов и хорошо понимает, как обычно происходит и как сделать иначе. Наш курс важен, чтобы вы не попали в те 42 % – самое большое количество стартапов проваливаются оттого, что они никому не нужны. То есть, ребята что-то придумали, им показалось, что это круто, и они сразу пошли это делать, вообще не исследовав спрос. Если это просто для того, чтобы «поставить на полку» – да, так можно. Но если вы рассчитываете, что вам за это будут платить, надо ориентироваться на тех, кто будет платить, а не на собственные представления о прекрасном, – дал совет Максим Гашков

Напомним, акселерационная образовательная программа ТГУ «Биомедтех и новые материалы» разработана для студентов, которым в течение двух месяцев предстоит развить предпринимательские навыки и запустить стартапы на основе собственных идей. До конца текущей недели все проекты должны быть зарегистрированы в системе акселератора. Студенты до сих пор могут привлекать к работе своих знакомых и даже просто делиться с ними ссылками на прошедшие лекции. 

Посмотреть их и узнавать новости об акселераторе ТГУ можно также в специально созданном телеграм-канале:

ссылка