Факультеты ТГУ разрабатывают новые образовательные программы на Лиге РОП

В Томском государственном университете завершился второй очный модуль работы Лиги руководителей образовательных программ (РОП) — акселератора создания новых типов образовательных программ. В рамках Лиги команды факультетов ТГУ выстраивают новые образовательные программы для решения стратегических задач вуза. 

Лига руководителей образовательных программ проходит в ТГУ уже в третий раз, доработанная в содержательном, методическом и организационном аспектах. В течение двух месяцев команды шести подразделений (ФИПН, ИЭМ, ЮИ, ИО, ФилФ, ФТФ) на основе ими же разработанных моделей проектируют образовательные программы нового типа. В межмодульные периоды участники Лиги получают новые знания о вызовах и трендах современного образования, о компетентностном подходе, о проектировании дизайна и об экономике образовательных программ. На очных модулях команды обсуждают и представляют экспертам промежуточные результаты проектной работы. 

— Результаты работы в акселераторе во многом определяются тем, насколько команды, создавая свои программы, готовы думать по-новому. В этом году разработчики Лиги РОП изменили условия входа для участников: команды прошли собеседование, которое помогло им определиться – заходить или не заходить в такой сложно организованный деятельностный формат работы, цель которого — принципиально новая конструкция образовательной программы. Еще одно обновление — увеличение времени на объяснение участникам того, что мы делаем, каков педагогический замысел. Это позволило за время работы в акселераторе вывести команды на более качественный результат, — отметил Олег Змеев, руководитель проектной работы. 

Девять команд работают в двух взаимосвязанных треках: проектировочном и управленческом. Проектировочный трек решает две задачи: разработка образовательных моделей и разработка на их основе образовательных программ. В рамках управленческого трека участники Лиги РОП продумывают характеристики среды университета, которая должна быть создана в ТГУ для поддержки и развития новых программ. 

— Чтобы создать образовательную программу, нужно ответить на очень много вопросов: для чего эта программа нужна, какой она должна быть, чтобы стать актуальной, что мы можем дать студентам. Создание новых программ начинается с обучения моделированию. Изучение удачного опыта, который был реализован нашими коллегами в университете, как например, кейс ВШЖ, также имеет высокую степень полезности. Мы восприняли Лигу РОП как формат, который даёт возможность поработать по-новому с образовательной программой, самоопределиться и пообщаться с коллегами из других подразделений, — рассказал Владимир Румянцев, заведующий кафедрой ФИПН, участник Лиги РОП. 

Постоянная рефлексия участников и модераторов Лиги РОП выявляет образовательные дефициты, запросы команд и в целом позволяет оценивать, насколько команды понимают задачи акселератора. Анализируя обратную связь, организаторы Лиги РОП могут вносить своевременные коррективы в сценарий проведения акселератора и подбирать темы и формы работы с группами — в том числе, в межмодульные периоды. 

— Для преподавателей создание новых типов образовательных программ и реинжиниринг существующих не являются постоянной частью профессиональной деятельности, носят инновационный характер — так же, как и для управленцев не является привычным проектирование средообразующих условий в рамке университета. Поэтому для поддержки команд Лига РОП спроектирована как система специально организованных взаимосвязанных мероприятий – образовательная среда, которая создает условия для продвижения команд в разработнических и проектировочных компетенциях, в том числе через организацию разных образовательных мероприятий в межмодули, – отметила Марина Отт, руководитель акселератора. 

Первые два модуля Лиги РОП, стартовавшие в феврале и завершившиеся в конце марта, были посвящены обоснованию актуальности, определению целевой аудитории программы, рассмотрению образовательных концептов и проектированию дизайна образовательных программ. 

На следующих очных модулях участники акселератора сфокусируются на разработке организационного дизайна программ: управление, схемы взаимодействия в новых программах и их экономика. 

Итоговые защиты разработанных программ в присутствии экспертов пройдут уже летом, после четвертого очного модуля.