Этика киборгизации

Ученые Томского государственного университета проводят исследование этических аспектов в вопросах использования технологий для компенсаций инвалидности в современных условиях и киборгизации в будущем. Результатом этой работы станут рекомендации для создания этики киборгизации. Подробнее о проекте в интервью рассказала автор исследования, декан философского факультета ТГУ Елена Сухушина. 

Она уточнила, что проект "Киборгизация человека – границы допустимого (от достраивания инвалидности к "дизайнерским" детям)" реализуется в рамках программы "Приоритет 2030" по направлению "Социогуманитарный инжиниринг". 

Ранее сообщалось, что ТГУ вошел в число участников программы повышения конкурентоспособности вузов РФ "Приоритет 2030" и получил поддержку в почти 1 миллиард рублей по треку "Исследовательское лидерство". Сейчас в ТГУ при поддержке программы "Приоритет 2030" реализуется пять стратегических проектов: "Технологии безопасности", "Инженерная биология", "Глобальное изменение Земли: климат, экология, качество жизни", "Социогуманитарный инжиниринг" и "Открытая экосистема генерации знаний и технологий – Большой университет Томска". 

 Будущее, которое уже наступило 

– Елена Валерьевна, в название проекта вынесены сразу несколько терминов, требующих объяснений. Достраивание инвалидности, "дизайнерские" дети. Что имеется в виду? 

– Термин "достраивание инвалидности" в массовом сознании ассоциируется с ситуацией, когда человек имеет какие-то ограничения, связанные с отсутствием или потерей ранее доступной ему функции и достраивает ее с использованием актуальных технологий. Наиболее наглядный пример – это создание и активное использование бионических протезов. Но в современности речь идет не только про "достройку" конечностей, но и других возможностей человека, например, слуха или зрения Термин "дизайнерские" дети пока касается скорее потенциально возможного будущего. Им обозначают людей с отредактированным ДНК. 

История термина началась в 2018 году. Этическими правилами и стандартами в это время было запрещено вмешиваться в гены человека, и ученые очень долго этого правила придерживались. Но китайский генетик Хе Цзянькуя осуществил это вмешательство. 

Благодаря его работе на уровне доэмбрионального состояния родились генетически модифицированные близнецы: оба родителя были заражены ВИЧ, ученый модифицировал генетический материал, убрав часть гена, которая отвечает за передачу вируса. В итоге родились дети, уже не зараженные ВИЧ. Более того, они никогда не заразятся этим вирусом. 

Ученое сообщество и общество в целом разделилось на два лагеря: тех, кто считает, что это недопустимо, и тех, кто одобрил эксперимент, руководствуясь принципом, что как минимум избавление от болезней допустимо на такой ранней стадии. 

От редакции: по сообщению China Daily, китайский генетик получил за этот эксперимент три года тюрьмы и штраф в 3 миллиона юаней (около 430 тысяч долларов). 

Таким образом, термин "дизайнерские" дети используется для обозначения тех индивидов, которые могут быть созданы в соответствии с определенными заданными критериями. Если разрешить развитие технологий в этом направлении, то в недалеком будущем они позволят нам прогнозировать и управлять физическими, возможно, интеллектуальными и другими особенностями ребенка. 

60151_4_Suhushina_E.jpg

– Как вы вышли на эту тему? 

– На факультете, которым я руковожу, есть три направления образования: философия, социология и социальная работа. Это очень разные направления, и их исследовательские тематики, как правило, мало пересекаются. И мне стало интересно – существует ли тематика, которая затрагивала бы интересы всех этих областей и была бы остроактуальной. И я ее нашла. 

– Какую проблему решает ваш проект? 

– Когда люди слышат про киборгизацию, они ассоциируют этот термин с техническими лабораториями, протезами и машинами, но это про другую сторону перспектив развития данных технологий – про то, как люди видят наступающее будущее в этом секторе. Парадокс в том, что мы его еще не видим, но оно уже наступило. Мы своей задачей видим рассмотрение оснований границ человека и этических дилемм, связанных с их возможным преодолением: в том числе, например, необходимо понять, как разные социальные группы "видят" основания и последствия вмешательства развивающихся технологий в природу человека. 

Основа для кодекса 

– Что станет результатом проекта? 

– Мы стремимся разработать методологию и понять, на какие подгруппы и типы делится современное общество с точки зрения отношения к ключевым вопросам, связанным с киборгизацией. Нужна типология общества в этом вопросе, методологические и практические основания для решения этических дилемм и для создания в будущем этики киборгизации. Возможно, это будут рекомендации для создания некого этического кодекса. Такой кодекс очень нужен, но его создание – очень сложный процесс в современном постмодернистском мире, когда ценности и интересы разных аудиторий сильно расходятся. 

– Почему мы именно сейчас начали говорить про этический кодекс? 

– Потому что время пришло. Сразу отбросим в сторону мысли в стиле "нас поработят роботы" – этого вообще нет даже рядом. Но вспомните эксперимент китайского ученого – он провел его четыре года назад! Фактически был модифицирован человек. Это будущее. И оно уже случилось. Пришло время ставить вопросы о границах человека. Технологии развиваются быстро, и эта практика бежит впереди осмысления последствий этих технологий. Получается, что мы даже немного запаздываем с пониманием того, что лежит в основании изменений и каковы их возможные последствия. 

– Получается, что во время проекта вы поймете, где находятся границы человека. Насколько сложно сделать это, и какую вообще работу предстоит провести, прежде чем появятся рекомендации для будущей этики? 

– У нас есть теоретическая часть, и она очень важна, потому что без понимания того, например, что такое человек, невозможно двигаться дальше. Ответ на вопрос "Что такое человек" не такой очевидный, как кажется на первый взгляд. Сейчас такие вопросы приобретают новое звучание. Технологии, в том числе исследовательские, дают нам новые данные относительно того, как идентифицировать человека. А есть практическая часть исследования. Запланировано интервью с рядом целевых аудиторий, которые связаны с киборгизацией. 

Например, если мы говорим про инвалидов, то это врачи, реабилитологи, сами инвалиды, разумеется. Есть отдельная целевая аудитория, на которую гуманитарии в своих исследованиях, как правило, мало обращают внимания, – это сами разработчики техники и юристы, которые разбираются в вопросах ответственности за ее использование. Подобные вопросы имеют огромное значение. 

– Каковы сроки проекта? 

– Проект стартовал весной 2022 года и завершится в конце 2023-го. За прошедшее время мы провели уже часть работ: готовится к публикации несколько статей. Начато практическое исследование – создана методика исследования, проведена подготовка к полевому этапу его проведения. 

Одна статья – обзорная, о том, что такое киборг, описаны подходы к определению этого термина и его значений. Вторая статья посвящена вопросу границ человека и трактовке человечности. Третья рассказывает о проблемах социальных последствий, неравенства, которые могут возникнуть в ходе применения этих технологий. 

– Получается, что вы описываете каждый термин, который будет присутствовать в будущей этике, и восприятие его обществом. Создаете некий глоссарий. И после набора таких статей вы перейдете к разработке рекомендаций для этического кодекса. 

– Верно. Мы подготовим все основания для этического кодекса. 

– Киборг – кто это? 

– Относительно него нет четких представлений, хотя говорят об этом уже давно. Мне ближе следующая версия: когда в середине XX века человек понял, что, возможно, Земли ему будет недостаточно, когда началась эра освоения космоса, человек задумался над тем, что надо делать другие планеты пригодными для жизни. А потом пришла идея делать человека пригодным для проживания на других планетах. Эта мысль выходит за рамки общепринятой парадигмы подстраивания среды под требования человека. И киборг в этом смысле – это человек, срощенный с технологией, когда человек и технология становятся неразделимы. Другой важной особенностью является то, что человек способен этой технологией управлять и адаптировать ее к себе, в том числе и, например, обучать ее. 

Например, когда начали делать операции по шунтированию, пациентов условно называли киборгами. Но, согласно нашей установке, это не киборг, потому что человек в данном случае не управляет приборами, которые находятся внутри него. 

Понятие киборг, строго говоря, применимо только к британцу Нилу Харбиссону, вживившему себе в голову антенну, позволяющую преобразовывать звуки в цвета, чтобы ликвидировать проявления ахроматоспии – заболевания, при котором человек видит мир в черно-белом цвете. Антенна соединена с чипом, преобразовывающим цветовые волны в звуковые и вживленным в мозг. 

Нил Харбиссон говорит о том, что после установки потребовалось время на обучение и адаптацию, чтобы произошло сращивание технологии и работы его мозга. После адаптации у Нила открылись новые возможности – он стал слышать цвета, в том числе и недоступные обычному человеку, например, инфракрасный цвет или ультрафиолетовый, а также и "видеть звуки". Как говорит сам Нил Харбиссон: "Я не носитель технологии, я сам технология". 

Когда мы "достраиваем" человека, у нас есть возможность "надстроить", то есть "прокачать" какую-то способность. Нужно ли это делать? Следует только компенсировать те способности, которые человек потерял, или можно использовать технологию, чтобы усилить их? Как современное общество относится к функциональному "надстраиванию"? Оно считает его возможным или разрешает только компенсировать утерянную функцию? Вопрос для этики. 

– Кто работает над проектом вместе с вами? 

– Целая группа: коллеги с факультета, философы, социальные работники, социологи, психологи. К первоначальной теоретической работе мы пока не привлекали студентов, но к практическому исследованию подключим. Хочется погрузить их в тему и дать возможность заниматься научной работой. 

Текст: РИА Томск