Елена Сухушина: современность ставит перед гуманитариями сложные задачи

17 ноября в разных странах мира отмечают День философии. Поэтому в гости к Alma Mater на «Кофе-брейк» редакция пригласила декана философского факультета ТГУ Елену Сухушину. В интервью Елена Валерьевна рассказала, как нарабатывала опыт администратора, чем живет факультет, какие задачи век технологий ставит перед гуманитариями и о том, что границы человека сейчас становятся все более неопределенными.

НЕ СТОИТ ЗАМЫКАТЬСЯ В СЕБЕ

– Елена Валерьевна, до руководства факультетом вы активно преподавали, занимались исследовательской деятельностью. С переходом в новый статус какие изменения в вашей жизни были самыми кардинальными? 

– На самом деле кардинальных изменений не случилось. Первая мысль была сказать, что в разы увеличилась административная деятельность, но задумавшись, я поняла, что это было бы неправдой, потому что до должности декана я занимала должность заместителя декана по учебной работе, а это тоже довольно много административной работы. Постепенно я уменьшила объем преподавательской деятельности, хотя именно это направление мне давало и продолжает давать наибольшую эмоциональную отдачу. Зато сейчас больше возможностей уделять внимание курсовым, бакалаврским и магистерским работам тех студентов, у которых я являюсь научным руководителем. 

Что касается исследований, то сейчас у меня изменился подход к выбору научной темы: у нас на факультете присутствуют направления по философии, социологии и социальной работе, и при выборе научной темы одним из мотивов стало желание соединить специфику этих направлений, чтобы создать возможность для представителей всех направлений найти себя. 

Отчасти благодаря этому синтезу и возник проект «Киборгизация человека – границы допустимого (от достраивания инвалидности к «дизайнерским детям»)». В его рамках мы хотим рассмотреть представления о границах человека и этические дилеммы, связанные с их возможным преодолением – как различные социальные группы видят формы и основания для вмешательства. 

– Какие задачи, стоящие перед вами как перед деканом, оказались самыми непростыми для решения? 

– Главная задача и была, пожалуй, самой непростой. Она состояла в том, чтобы модернизировать учебный процесс, сделать его содержательно более актуальным, привлекая на факультет молодых преподавателей (что в условиях ограниченности ресурсов бывает непросто) и сохраняя уже состоявшийся, высококвалифицированный корпус преподавателей. Задача непростая, но мне кажется, движение в этом направлении есть. 

DSC_8140.jpg
Декан ФсФ ТГУ Елена Сухушина

– Как нарабатывали опыт руководителя? Есть ли какие-то полезные ресурсы, которые вам особенно помогли? 

– Как и многие в ТГУ, я прошла школу управления «Сколково» – это был интересный опыт. Сказать, что чувствую себя на сегодняшний момент опытным руководителем, готовым делиться секретами мастерства, я не могу. Возможно, постепенно вырабатывается интуиция относительно приоритизации задач и даже способов их решения. Хотя нет – один совет могу дать: стоит не замыкаться в себе, а выносить какие-то вопросы в неформальное деканское общение – в нем можно получить и совет, и поддержку. 

Если говорить о книгах по управлению, то советую «Управление персоналом» из серии «Harvard Business Review: 10 лучших статей». Хотя справедливости ради нужно сказать, что не выработала способности относиться к сотрудникам факультета как к персоналу. Я сейчас работаю вместе с теми преподавателями факультета, у которых училась, будучи студенткой и аспиранткой. Другие наши преподаватели учились в параллельных группах, кто-то на пару лет позже. В этом смысле я чувствую себя довольно органично на факультете, здесь я среди своих. И в этом нет моего успеха администратора, а скорее просто человеческая удача.

АКТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ – БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ 

– Елена Валерьевна, каким вы видите развитие факультета? Сейчас одно из требований, которые предъявляют к вузам, – создание новых технологий, инструментов, продуктов. В этом смысле инженерам легче, чем гуманитариям. Как философы могут проявить себя? 

– Мне кажется, что современность ставит перед гуманитариями не менее серьезные задачи. Если совсем честно, то куда более сложные, чем перед инженерами И сейчас все гуманитарные науки и философия как особое гуманитарное знание актуальны как никогда. В этом смысле есть всегда актуальный индивидуальный и социальный проект – быть Человеком. Потребность в понимании смысла, нахождении точки опоры внутри, собственной траектории вовне – это все запросы к философии. Кстати, в европейских и американских университетах одни из самых популярных дисциплин – это дисциплины, связанные с философией. 

WhatsApp Image 2022-11-03 at 10.03.39.jpeg

Можно говорить и об инструментальных возможностях философии – например, о таком направлении, как прикладная этика или теория аргументации, формирование критического мышления. Навыки в этих областях востребованы как никогда. Но мне хотелось бы рассказать не только про философию, но и социологию, социальную работу. 

В социальных науках уже несколько лет существует тренд на анализ больших данных. И наше направление социологии не столько восприняло этот тренд в образовательном и исследовательском процессах, сколько стояло у истоков его формирования. 

Отдельно скажу про направление «социальная работа» – относительно него существует много стереотипов, например, о том, что работа связана с депривированными группами и является малодоходной. Опровержением данных стереотипов является наша магистерская программа по «Социальной работе», посвященная управлению и проектированию в социальной сфере. Доказательством востребованности данного профиля является успех курсов, проводимых преподавателями нашего факультета в рамках проекта «Демография», посвященных социальному предпринимательству. 

– Какие тренды сейчас заметны в философии и какие исследования планирует развивать ФсФ в ближайшие годы? 

– Философия имеет очень широкий круг тем. И можно сказать, что есть темы, которые развиваются уже несколько десятилетий и при этом не теряют своей актуальности. А есть те, которые в начале 21-го века приобретают новое звучание. 

К первым можно отнести аналитическую философию. Возникнув в середине 20-го века как типично англосаксонская традиция, в начале 21-го она получила абсолютно полноценное развитие у нас – на факультете уже несколько лет проводятся международные конференции по актуальным проблемам аналитической философии, защищаются докторские и кандидатские диссертации. Отдельно скажу, что в этом году мы провели летнюю школу по аналитической философии, примечательно, что ее инициаторами и организаторами стали наши студенты. Актуальность данного направления связана и с тем, что оно имеет прямое отношение к таким популярным сегодня направлениям исследований, как искусственный интеллект и теория игр. 

К темам, которые обрели новое дыхание на рубеже веков, я бы отнесла вопросы, связанные с биоэтикой. Слишком быстрые и серьезные перемены в технологиях и социальной сфере ставят новые вопросы о границах человека, о возможности и условиях вмешательства в эти границы, о возможностях «достройки» и «надстройки» человека. 

В конце октября в рамках конгресса «Язык, культура и технологические транзиты» мы провели конференц-сессию, посвященную вопросам «расширения» человека в контексте развития технологий. Как показало мероприятие, интерес у студентов к данной теме есть. При этом необходимо отметить, что это направление носит междисциплинарный характер и является точкой интереса исследователей не только нашего факультета. 

– Битва за абитуриента между университетами становится все острее. Чем ФсФ привлекает своего абитуриента? Какие компетенции сейчас необходимо дать выпускнику, чтобы он был конкурентоспособен? 

– Это многогранный вопрос, ответ на который имеет смысл разбить на несколько пунктов. Во-первых, хотелось бы отметить, что любое направление имеет своих абитуриентов, то есть тех, которые уже давно знают, что пойдут именно на это направление. В этом смысле каждый год и на каждом направлении нашего факультета есть именно такие мотивированные студенты, и отдельно надо сказать, что на философии их довольно много. 

Во-вторых, мы действительно модернизируем свои учебные программы. Например, в прошлом году, анализируя тенденции в социальной сфере и взаимодействуя с работодателями, переформатировали магистерскую программу по социальной работе: содержательно переориентировали ее на социальное проектирование, ввели предпринимательский блок, организационно – реализовали модульный принцип. За этим стояла серьезная работа, но это того стоило. Отдельно скажу, что в этом году к нам на факультет вернулась магистерская программа по философии «Человек и технологии в цифровом мире». 

В-третьих, у нас была задумка, собрать истории успеха своих выпускников. Это и интересно, и имеет сугубо прагматический смысл, потому что показывает абитуриентам сферы приложения знаний, полученных на факультете. Проект был инициирован студентами и довольно активно стартовал, однако в силу институциональной незакрепленности не стал постоянной практикой. Я думаю, что к нему надо вернуться, возможно, немного изменив формат. 

Если же говорить о компетенциях, то мы даем компетенции, которые не устаревают, я назову общие для всех трех направлений – это анализ данных, критическое мышление и аргументация позиции. Это очень хорошее классическое гуманитарное образование.