Top.Mail.Ru

Эксперты ВИША ТГУ рассказали о профессиях АПК на форуме «Август.ПРО»

Высшая инженерная школа агробиотехнологий Томского государственного университета готовит специалистов для сферы агробиотехнологий. Ее сотрудники Елена Данилова и Оксана Базаева рассказали на региональном педагогическом форуме «Август.ПРО» о подготовке инженеров в сфере АПК и перспективах этой отрасли, о том, как использовать геймификацию на уроках и мотивировать школьников изучать естественные науки.

«Август.ПРО: матрица педагогических изменений» — ежегодный форум, который проводится в Томской области. Он продолжает традицию ежегодных педагогических встреч, объединяющих экспертов и практиков для обсуждения актуальных вопросов развития системы образования. Организаторы события — департамент образования Томской области и Томский областной институт повышения квалификации работников образования. На форуме 2025 года педагоги и эксперты сферы образования обсудили, как будет развиваться система образования в регионе в ближайший учебный год.

Высшая инженерная школа агробиотехнологий (ВИША) ТГУ с 2022 по 2024 год открыла 45+ программ, чтобы готовить специалистов для агропромышленного комплекса (АПК). В ВИША сейчас обучаются 800+ студентов — биоинформатики, биотехнологи, цифровые агрономы, ветеринары и другие. Студенты учатся на реальных кейсах и задачах от промышленных партнеров, а в учебный процесс встроены современные технологии и оборудование, например, виртуальная и дополненная реальность для отработки инженерных навыков. Одна из целей школы — популяризировать сферу АПК и показать, что это одна из самых динамичных отраслей экономики.

ВИША заключил соглашения о сотрудничестве с 12 школами региона, и только за 2024 год специалисты Образовательного центра ВИША встретились с 5 254 школьниками региона. Об этом они рассказали на одной из секций конференции «Август.ПРО» — «Профориентация подростков: ценности, потребности, работа с мотивацией».

image_2025-08-28_13-02-54.png
Ежегодно ВИША ТГУ проводит летние смены для школьников в лагере

Так, заместитель директора центра Оксана Базаева провела семинар-практикум по играм для школьников, которые разработал ВИША. Три «настолки» помогают углублять знания в биологии, химии, цифровых технологиях, а также популяризируют профессии АПК. Порядка 60 учителей разбились на команды и сыграли в игру «Как объяснить мейоз?», разработанную по мотивам Alias. Им нужно было объяснить друг другу, не говоря напрямую, что такое клетка, пшеница или апоптоз.

— Я показала, как с помощью настольных игр можно помогать школьникам — развивать описательный аппарат, узнавать о новых явлениях в биологии, химии. И, конечно, это отличный пример популяризации профессии инженера, особенно в сфере АПК. Мы сыграли несколько раз в игру «Как объяснить мейоз?», было видно, как учителя разных поколений по-разному объясняют одни и те же термины, — пояснила Оксана Базаева.

Специалист Образовательного центра ВИША ТГУ Елена Данилова рассказала о выездах института в школы, об экскурсиях в лаборатории для школьников, популяризации естественных наук. Например, ВИША проводит хакатоны, где школьники в университетских лабораториях могут слушать лекции от вузовских преподавателей и выполнять задачи в сфере агробиотехнологии — заниматься микроклонированием растений, оценивать влияние стресса на их рост.

— Преподаватели вузов могут помочь школьным учителям углубить знания и использовать современные методики обучения. Совместная работа позволяет лучше готовить абитуриентов к поступлению в университет и обучению там, — отметила Елена Данилова.

image_2025-08-28_13-07-10.png
Игра «Как объяснить мейоз?», разработанная ВИША ТГУ

Справка. Высшая инженерная школа агробиотехнологий — научно-образовательный центр компетенций мирового уровня в области агро-, био-, экотехнологий при Томском государственном университете. Школа участвует в реформировании аграрного образования в России. В 2025 году ВИША запустил несколько новых программ специалитета и бакалавриата. Например, специалитет «Ветеринария» — по предварительным расчетам, в 2025 году конкурс на на очную форму обучения этого направления составил 10 человек на место.

Текст и фото: ВИША ТГУ