«Успешный бизнес – это не всегда про инновации и деньги»

«Успешный бизнес – это не всегда про инновации и деньги»

Чего добьется вуз, если ректор – бизнесмен, рассказал профессор по предпринимательству и финансам швейцарской бизнес-школы IMD Бенуа Лелю, выступив с открытыми лекциями в новом корпусе Института экономики и менеджмента ТГУ.

С чем ассоциируется предприниматель, что такое предпринимательство? Для многих ассоциативный ряд таков: надо найти уникальную идею, которая родится спонтанно, ты за эту идею ухватишься, сразу найдешь кучу инвесторов, все захотят тебе тут же под это дать денег и ты станешь миллиардером в один миг. И на пенсии будешь жить в свое удовольствие...

– В реальности все не так красиво, – говорит Бенуа Лелю. – Даже если у тебя и будет идея, не стоит рассчитывать на быструю реакцию инвесторов, они вообще не очень любят вкладывать деньги в идеи. Также глупо рассчитывать на то, что первая же идея тебе сразу подойдет для бизнеса.

Хороша не только что рожденная идея, а та, которая подстраивается, изменяется под реалии, эволюционирует. Именно она может дать результат, уверен Лелю. Важно уяснить, что предпринимательство не обязательно связано с инновациями, идея может не быть уникальной и технологически сложной. Мало того, предпринимательство не обязательно связано и с зарабатыванием денег.

DSC_9974_Lelu_1200.jpg

Среди примеров успешных проектов и стартапов профессор привел лампочки на солнечной энергии в Африке и историю Неспрессо (кофе в капсулах).

Идея Неспрессо была в том, чтобы держать марку на уровне людей, у которых есть швейцар. Вокруг бренда постепенно начал формироваться флер эксклюзивности, закрытого сообщества успешных и привилегированных любителей кофе. Так, сотрудникам call-центра Nespresso Club запрещалось снимать телефонную трубку до третьего звонка – чтобы создать у клиентов ощущение занятости. С 1992 года при покупке кофейных капсул покупателям начали дарить маленькие плитки шоколада Nestle.

Также Бенуа Лелю остановился на примерах, когда университеты становились передовыми благодаря грамотным предпринимателям у руля. Так, он отметил IMD (Международный институт управленческого развития) в Лозанне: вуз достаточно быстро смог выйти на передовые позиции в рейтингах за счет узнаваемости.

– ИЭМ ТГУ поставил себе высокую планку, и от того, сумеет ли он найти свою особую идею для развития института и программ, будет зависеть, добьемся ли мы признания и узнаваемости вуза в образовательном сообществе, – подчеркнул эксперт.