EdTech: как ТГУ построил свою технологическую систему для образования

Образование начало активно использовать онлайн-инструменты задолго до пандемии. Но именно «ковидные» режимы самоизоляции и закрытых границ заставили вузы стремительно продвинуться в этой теме. «Эффект присутствия» в аудитории, «репетиторство» с искусственным интеллектом, цифровой след талантов – в спецпроекте Томского госуниверситета и Tomsk.ru рассказываем, как «импортрозамещен» EdTech в ТГУ. 

Чем EdTech-платформа отличается от онлайн-курсов 

Первый собственный онлайн-курс появился в ТГУ еще в 2014 году (это, кстати, был курс изучения русского языка как иностранного «Зарисовки о Сибири. Город Томск»). Сейчас их уже более ста, но курсы – это всего лишь один, и не самый сложный, инструмент онлайн-образования. EdTech (от англ. «education» - «образование» и «technology» - «технологии») подразумевает комплекс проектов, причем технически сложных - искусственный интеллект, Big Data и всё такое. 

Как ТГУ построил свою технологическую систему для образования

Автор видео: Tomsk.ru

EdTech-продуктов на российском рынке используется множество, но именно отечественных выбор не богатый. До поры до времени это не было проблемой: даже среди западных программ существовала конкуренция. Но, например, в пандемию компания Zoom отказалась предоставлять ТГУ корпоративную лицензию (мол, университет, имеющий в структуре Институт военного образования, попадает под американские санкции). Не было бы счастья, как говорится: вскоре ТГУ стал пилотной площадкой по тестированию российской платформы для видеоконференций и удаленной работы Mind в системе образования (до этого платформа применялась в основном в госучреждениях). Все ректораты и совещания «закрытых» лабораторий проходят сейчас именно в «Майнде». 

– С точки зрения импортозамещения мы стали работать именно над EdTech-продуктами, которые обеспечивали бы качество образования для студентов ТГУ. Причем мы отказались от разработки аналогов западных систем, ведь если ты на много лет отстал, то догнать и сделать на том же уровне не реально: за это время конкуренты уходят далеко вперед. Мы сконцентрировались на проектах, которые в какой-то степени опережали время. Например, в 2019 году университет запустил систему адаптивного обучения математике, аналогов которой в мире не было. – рассказывает Юлия Эмер, проректор по информационной политике и цифровым коммуникациям ТГУ. 

Какие продукты уже работают в ТГУ 

Plario 

Онлайн-платформа адаптивного обучения Plario была одним из первых примеров совместной работы университета с IT-партнером, в данном случае – компанией ENBISYS. «Боль» была в следующем: высокий процент студентов отчислялся из-за низкой успеваемости по предметам, где необходима математика. ТГУ и ENBISYS создали систему на основе машинного обучения, которая студента в математике быстро и эффективно подтягивала, «заставляя» его решать сотни персонализированных задач. «Цифровой репетитор» учитывал особенности студента (темп работы, особенности восприятия информации, провалы в знаниях) и предлагал ему индивидуальный контент. И это реально сработало: когда систему тестировали в ТГУ, оказалось, что процент владения материалом у студентов вырастал с 22 до 87% всего за восемь часов. 

пларио студент.jpeg
Студент ТГУ обучается в программе Plario

В систему Plario заведено 12 000+ единиц микродоз контента по базовой математике, на этапе диагностики студента используются генетические алгоритмы, при помощи которых создается цифровой двойник и система предсказывает траекторию освоения материала учащимися. Сейчас у Plario больше 15 тысяч пользователей в вузах и школах России. Годовая лицензия для внешних пользователей стоит 2 000 рублей на одного человека. 

Актру 

Термин «гибридное обучение» прочно вошел в обиход в пандемию, он означает одновременно онлайн- и офлайн-формат лекций и практик. Кто-то из студентов во время «ковидных» ограничений не смог выехать из своего региона, кто-то – из страны, но учиться как-то надо... Обычные сервисы видеосвязи были ограничены в решениях, поэтому в 2020 году началась разработка системы Актру совместно с индустриальным партнером из Москвы. 

актру аудитория.jpg
Аудитория Актру в ТГУ

Основная концепция в том, что преподаватель ведет занятие из аудитории, оснащенной системой профессиональных устройств для звуко- и видеозахвата, это позволяет ему работать без микрофона-«петлички» и при этом свободно передвигаться по аудитории, не снижая качество записи. То есть те, кто онлайн, вообще никак не ущемлены в получении информации. С началом лекции или практики система автоматически начинает запись и трансляцию по расписанию вуза. Далее происходит автоматическая загрузка на сервера и в LMS – можно пересматривать материал, и это очень удобно даже для тех, кто присутствовал в аудитории. Оборудование аудитории системой Актру обходится в сумму от 9 млн рублей. Первые аудитории в ТГУ были оснащены в 2021 году. На данный момент в вузе около 50-ти «гибридных» аудиторий. 

– Большую часть оригинальных систем мы делаем с индустриальными партнерами – IT-компаниями из Томска и других городов России. Для ТГУ такое сотрудничество принципиально: компетенции коммерческих специалистов по передовым IT-направлениям (таким, как машинное обучение), как правило, выше. Их услуги стоят очень дорого. В свою очередь, бизнес получает компетенции университета в фундаментальных науках, серьезную площадку для проверки бизнес-гипотезы. Результатом сотрудничества является продукт, который после внедрения в университете выходит на широкий образовательный рынок, начинает приносить прибыль – потому что актуален и востребован, – отмечает Юлия Эмер

Talent Search 

Все вузы конкурируют за талантливых абитуриентов. Чтобы привлечь к себе лучших, нужно решить две задачи: во-первых, найти их, во-вторых, заинтересовать поступлением в ТГУ (то есть максимально точно попасть в его интерес). Для этого в университете используется платформа для поиска талантливых абитуриентов в социальных сетях Talent Search, работающая на основе больших данных. 

Разработчики «научили» искусственный интеллект распознавать предметные склонности человека по анализу его профиля «ВКонтакте». Обучение ИИ происходило на основе результатов психологического тестирования почти трех тысяч школьников, которое ТГУ проводил совместно со школами Томской области; в ходе теста измерялись в том числе когнитивные способности: интеллект, креативность, лидерские качества, предприимчивость и прочее. Алгоритмы помогли обнаружить (с точностью 85%!) закономерность между результатами этих тестов и цифровым следом тестируемых ребят, а конкретно, их подписками на определенные сообщества. 

таланты_ВК.png
«Реальный абитуриент 2020 года»

Для поиска абитуриентов сначала определяются нужные регионы, потом там ищутся выпускники, затем – анализируется их интересы. С 2017 по 2021 годы системой Talent Search проанализированы цифровые следы в «ВК» 1,6 млн абитуриентов, 14 125 из них были приглашены в ТГУ (по интересующему их профилю, выявленному ИИ), 1049 человек поступили на 77 направлений. 

Английский пациент 

Английский язык еще долго будет обязательным навыком для каждого образованного человека, особенно того, кто занимается наукой (потому что все передовые научные статьи в мире выходят именно на этом языке). Платформа «Английский пациент» ТГУ повышает языковой уровень достаточно быстро благодаря новым технологиям. Она не просто содержит сотни информационных модулей и подкрепляющих их тренажеров для развития навыков аудирования, говорения, письма, перевода: в работе платформы применяется искусственный интеллект. ИИ формирует индивидуальный контент для студентов, подбирая задания и материалы для обучения в соответствии с их интересами, а также отслеживает прогресс. Платформа способна сама распознавать речь и титрировать видео, что позволяет ей проверять правильность ряда студенческих заданий по «говорению». Вон оно – самая настоящая индивидуализация обучения! 

А про оригинальную (сделанную полностью своими силами) разработку Высшей IT-школы ТГУ – платформу адаптивного обучения программированию Code Hedgehog читайте по ссылке

Текст: Елена Тайлашева. Фото: Tomsk.ru / ТГУ