Доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования факультета психологии Томского госуниверситета Ольга Терехина стала победителем конкурса молодых ученых в области наук об образовании. Медалью Российской академии образования сотрудница ТГУ награждена за исследования психологических предикторов качества жизни и психологической безопасности студентов в разных образовательных средах. Ольга Терехина изучила эти аспекты у тех, кто учится в вузах и учреждениях среднего профессионального образования.
Исследование начиналось в рамках президентского гранта (2022–2024) и длилось около трех лет. В системе высшего образования участниками исследования стали более 800 студентов различных факультетов ТГУ и двух факультетов СибГМУ. В системе СПО работа велась с учащимися ряда томских техникумов, было вовлечено более 300 человек.
Как поясняет Ольга Терехина, в современной психологии образования психологическая безопасность обучающихся является активно развивающимся и значимым направлением исследования, поскольку выступает необходимым условием для полноценной реализации образовательного процесса, раскрытия потенциала и сохранения психического здоровья обучающихся. В свою очередь, субъективная оценка качества жизни студентов выступает индикатором психологического здоровья и его нарушений. Они могут проявляться, например, как формирование деструктивных форм поведения (буллинг, самоповреждения, скулшутинг), чрезмерная социальная тревога и социофобия, депрессивные переживания и прочее.
Психологические предикторы – это индивидуальные психологические особенности человека. В исследование были включены когнитивные показатели: особенности мышления и когнитивные стратегии регуляции эмоций. Все это определяет поведение человека, его картину мира и мысли по поводу переживаемых стрессовых ситуаций: они могут быть конструктивными, адаптивными, или наоборот, дезадаптивными.
– Если стратегия конструктивная, человек ориентируется на позитивную составляющую, ищет социальную поддержку людей, которые уже имели опыт нахождения в подобной ситуации, чьим опытом и помощью можно воспользоваться. Это позволяет удерживать контроль над эмоциями. Либо это могут быть неконструктивные когнитивные стратегии, например, катастрофизация, застревание на негативных переживаниях («мысленная жвачка») и чрезмерное обвинение себя или других. Тогда человек еще сильнее переживает тревогу, страхи, – говорит Ольга Терехина.
Помимо когнитивных показателей важны, в том числе, такие личностные качества человека, как жизнестойкость, стрессоустойчивость, стремление к успеху. Они определяют, насколько человек может преломлять те или иные негативные влияния среды – в данном случае образовательной, чтобы чувствовать себя в безопасности, быть удовлетворенным качеством своей жизни, чаще испытывать положительные эмоции.
Исследование проводилось с использованием комплекта психодиагностических методик, которые позволяли выявить особенности студентов. Автор работы искала, есть ли какие-то универсальные общие тенденции у студентов вузов и учащихся ссузов, которые находятся в разных образовательных средах. Также анализировались специфические особенности, отличающие эти группы студентов в их психологической безопасности и оценке качества жизни и психологических предикторах.
Обнаружилось, что у большинства участников исследования позитивные эмоциональные состояния доминируют над негативными и в целом студенты удовлетворены своей жизнью в настоящем. Однако в отношении собственного предполагаемого будущего замечена вероятная тенденция к негативным оценкам.
Специфичные тенденции обнаружены в оценке образовательной среды по критериям безопасности. С одной стороны, тут играет роль возрастной аспект. С другой – специфичными для каждой группы являются и предикторы, которые способствуют различиям в психологической безопасности. Среди когнитивных показателей у учащихся техникумов специфичными оказались большая склонность к катастрофизации и обвинению других.
– Студенты вузов чаще отмечают, что их настроение во время пребывания в университете позитивное и не настолько сильно зависит от преподавателей, которые работают с ними, и от других учащихся. А вот студенты техникумов чаще дают нейтральные оценки своего настроения в образовательном учреждении и отмечают большую зависимость от того, уважительно или нет к ним относятся преподаватели и одногруппники, и насколько они имеют возможность высказать свою точку зрения, – рассказывает Ольга Терехина.
Полученные результаты переданы руководству психологических служб учебных заведений для дальнейшего использования в практике психологической помощи учащимся. Исследовательские данные позволят расширить репертуар задач и методов такой помощи. Это непосредственно согласуется с поручением президента РФ о Концепции развития психологической службы в системе российского образования на период до 2025 года и распоряжением правительства РФ об утверждении комплекса мер до 2025 года по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних и молодежи.
Добавим, ранее исследование Ольги Терехиной было высоко оценено экспертными советами региональных конкурсов: премией Законодательной думы Томской области (2023) и премией Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры (2021). Помимо этого, исследования Ольги Владимировны были поддержаны грантом президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук и докторов наук.
Церемония награждения лауреатов медали «Молодым ученым за успехи в науке» РАО состоялась 5 ноября в Москве в ММПЦ МИА «Россия Сегодня». В мероприятии приняли участие президент Российской академии образования, академик РАО Ольга Васильева, первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга, член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Игорь Мурог, замминистра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, замминистра просвещения Ольга Колударова, зампредседателя правления «Движения первых» Соня Погосян.