В Томском государственном университете запускается проект «Академия лидерства»: микрокурсы по универсальным компетенциям для студентов ТГУ. Первыми стартуют «Управление стрессом» и «Дизайн-мышление», к началу нового учебного года будут запущены «Управление конфликтами» и «Саморегуляция». В перспективе таких курсов будет не менее 15. Студенты могут пройти их в любое время на платформе moodle.tsu.ru. Преподаватели также могут использовать эти материалы для включения в свои дисциплины в качестве модулей.
– Проект направлен на развитие гибких навыков, личностных качеств, способствующих постановке компетенций, востребованных в современном мире и необходимых всем студентам, а также на качественное улучшение электронной образовательной среды ТГУ и расширение возможностей реализации индивидуальных образовательных траекторий, – рассказывает Елена Другова, основатель и руководитель проекта.
Проект реализует НОЦ «Институт передовых технологий обучения» ТГУ в рамках программы «Цифровой университет».
ЗАЧЕМ?

Во-вторых, исследование факторов, ведущих к снижению академической успеваемости и отчислениям студентов ТГУ, реализованное в 2020 году НОЦ «Институт передовых технологий обучения» ТГУ совместно с Центром социологии ТГУ, показало, что студенты испытывают дефицит этих самых гибких навыков. Были опрошены заместители деканов по учебной и воспитательной работе, проведены фокус-группы со студентами, взяты интервью у студентов, испытывающих трудности с учебой, проведено массовое анкетирование студентов.
Студенты и сотрудники называют такие факторы отчислений или потери учебной мотивации:
-
Проблемы с адаптацией.
-
Дефицит навыков самоорганизации.
-
Сложность совместить работу и учебу.
-
Психологическое состояние (стресс, депрессия, переживание потери).
-
Конфликты.
-
Дефицит мониторинга пограничных, рисковых ситуаций.
На преодоление части этих дефицитов и направлены микрокурсы.
КАК?
Микрообучение – один из ведущих трендов передовых технологий обучения в мире сегодня. По прогнозу агентства MarketsandMarket, к 2024 году объем рынка микрообучения в мире вырастет на 13,2% и составит $2,7 миллиарда. Согласно докладу международной Ассоциации по развитию талантов (Association for Talent Development, ATD), более 81% опрошенных CEO компаний и организаций либо уже внедрили в свою практику такой инструмент, как microlearning, либо собираются это сделать в ближайшее время[1].
Микрообучение предполагает:
-
Формат. Небольшие блоки учебного материала. Отдельный блок не требует много времени на выполнение.
-
Фокус. Имеет значение не продолжительность, а фокус. Один блок – одна задача. Конкретные, ориентированные на результат цели.
-
Автономность/структура. Целостность отдельных микромодулей. Результат обучения для каждого микромодуля.
-
Легкий доступ. Доступно в любое удобное время и с разных устройств, в том числе мобильных.
Каждый микрокурс «Академии лидерства» состоит из 9 микромодулей, предполагающих освоение некоторого материала и выполнение небольшого задания. В конце каждого микрокурса выполняется итоговое задание, связывающее все микромодули воедино. Обучаться можно как с использованием компьютера, так и мобильного приложения moodle.tsu.ru.
ДЛЯ КОГО?

Преподаватели также могут использовать как целые микрокурсы, так и их модули для включения в свои дисциплины. Для этого разработаны и представлены специальные инструкции для преподавателей – с идеями того, как данный материал можно вписать в дисциплину, как можно выстроить занятие в смешанном формате с использованием микрокурса.
Узнать подробнее о проекте «Академия лидерства» и перейти к ознакомлению с микрокурсами можно на сайте проекта: http://softskills.tsu.tilda.ws/.
[1] Источники:
https://rb.ru/opinion/microlearning/