Для студентов открыты микрокурсы по развитию универсальных компетенций

Для студентов открыты микрокурсы по развитию универсальных компетенций

В Томском государственном университете запускается проект «Академия лидерства»: микрокурсы по универсальным компетенциям для студентов ТГУ. Первыми стартуют «Управление стрессом» и «Дизайн-мышление», к началу нового учебного года будут запущены «Управление конфликтами» и «Саморегуляция». В перспективе таких курсов будет не менее 15. Студенты могут пройти их в любое время на платформе moodle.tsu.ru. Преподаватели также могут использовать эти материалы для включения в свои дисциплины в качестве модулей.

– Проект направлен на развитие гибких навыков, личностных качеств, способствующих постановке компетенций, востребованных в современном мире и необходимых всем студентам, а также на качественное улучшение электронной образовательной среды ТГУ и расширение возможностей реализации индивидуальных образовательных траекторий, – рассказывает Елена Другова, основатель и руководитель проекта.

Проект реализует НОЦ «Институт передовых технологий обучения» ТГУ в рамках программы «Цифровой университет».

2.png

ЗАЧЕМ?

1.pngВо-первых, есть важный тренд как на рынке труда, так и в ведущих университетах мира. Он связан с внимание к универсальным, или гибким, или мягким навыкам. Названий много, как и вариантов списков этих навыков, но суть одна: все они нужны сегодня любому человеку в любой профессии. Именно поэтому они и называются универсальными. В некоторых российских университетах уже созданы такие курсы или даже центры по управлению универсальными компетенциями, хотя таких примеров пока единицы. ТГУ еще в 2019 году задумал такой проект, и сегодня первые результаты выходят в свет.

Во-вторых, исследование факторов, ведущих к снижению академической успеваемости и отчислениям студентов ТГУ, реализованное в 2020 году НОЦ «Институт передовых технологий обучения» ТГУ совместно с Центром социологии ТГУ, показало, что студенты испытывают дефицит этих самых гибких навыков. Были опрошены заместители деканов по учебной и воспитательной работе, проведены фокус-группы со студентами, взяты интервью у студентов, испытывающих трудности с учебой, проведено массовое анкетирование студентов.

Студенты и сотрудники называют такие факторы отчислений или потери учебной мотивации:

  • Проблемы с адаптацией.

  • Дефицит навыков самоорганизации.

  • Сложность совместить работу и учебу.

  • Психологическое состояние (стресс, депрессия, переживание потери).

  • Конфликты.

  • Дефицит мониторинга пограничных, рисковых ситуаций.

На преодоление части этих дефицитов и направлены микрокурсы.

КАК?

Микрообучение – один из ведущих трендов передовых технологий обучения в мире сегодня. По прогнозу агентства MarketsandMarket, к 2024 году объем рынка микрообучения в мире вырастет на 13,2% и составит $2,7 миллиарда. Согласно докладу международной Ассоциации по развитию талантов (Association for Talent Development, ATD), более 81% опрошенных CEO компаний и организаций либо уже внедрили в свою практику такой инструмент, как microlearning, либо собираются это сделать в ближайшее время[1].

Микрообучение предполагает:

  • Формат. Небольшие блоки учебного материала. Отдельный блок не требует много времени на выполнение.

  • Фокус. Имеет значение не продолжительность, а фокус. Один блок – одна задача. Конкретные, ориентированные на результат цели.

  • Автономность/структура. Целостность отдельных микромодулей. Результат обучения для каждого микромодуля.

  • Легкий доступ. Доступно в любое удобное время и с разных устройств, в том числе мобильных.

4.png

Каждый микрокурс «Академии лидерства» состоит из 9 микромодулей, предполагающих освоение некоторого материала и выполнение небольшого задания. В конце каждого микрокурса выполняется итоговое задание, связывающее все микромодули воедино. Обучаться можно как с использованием компьютера, так и мобильного приложения moodle.tsu.ru.

ДЛЯ КОГО?

5.pngСтуденты ТГУ любых курсов и направлений могут пройти микрокурсы в любое время на платформе moodle.tsu.ru и включить их в свое прортфолио. После прохождения каждого микрокурса и проверки итоговой работы выдается сертификат.

Преподаватели также могут использовать как целые микрокурсы, так и их модули для включения в свои дисциплины. Для этого разработаны и представлены специальные инструкции для преподавателей – с идеями того, как данный материал можно вписать в дисциплину, как можно выстроить занятие в смешанном формате с использованием микрокурса.

Узнать подробнее о проекте «Академия лидерства» и перейти к ознакомлению с микрокурсами можно на сайте проекта: http://softskills.tsu.tilda.ws/.





[1] Источники:

https://library.educause.edu/-/media/files/library/2019/4/2019horizonreport.pdf?#page=7&la=en&hash=5C6DC7ECEEF4803540246E6158E1807A55C703FB;

https://rb.ru/opinion/microlearning/