20 мая Институт экономики и менеджмента ТГУ отмечает свой первый юбилей. Газета Alma Mater пригласила в гости в рубрику «Кофе-брейк» директора института Евгению Нехода. В интервью она рассказала о том, что помогает в приобретении управленческого опыта, какие направления ИЭМ будет развивать в ближайшие годы и чему нужно учить студентов, чтобы они могли работать в такой быстро меняющейся области, как экономика.
Экономическое отделение в Томском государственном университете было создано в 1955 году, а в 1963 году преобразовано в самостоятельный факультет. В 2016 году в ТГУ был создан Институт экономики и менеджмента (ИЭМ). При активном экспертном сопровождении Корпоративного университета Сбербанка он объединил и консолидировал ресурсы трех сильных факультетов вуза – экономического, международного факультета управления и Высшей школы бизнеса.
Самое сложное – непопулярные решения
– Евгения Владимировна, вы учёный и преподаватель с большим стажем. Как должность директора ИЭМ изменила вашу профессиональную жизнь?
– Когда ты преподаватель или исследователь, то отвечаешь за свою часть работы, несешь ответственность за качество преподавания, методику подачи материала, постоянно развиваешь курсы (дисциплины), которые читаешь. Для исследователя очень важно иметь последователей, учеников. У преподавателя и исследователя достаточно гибкий график, и меня всегда это привлекало в университете.
Когда ты руководитель, то отвечаешь уже за людей и процессы в целом. Для руководителя важно видение, признание приоритетности целого, а не отдельных частей (мне близки принципы холизма). Но все виды деятельности «работают» друг на друга. Например, читая менеджмент, я студентам привожу много примеров из практики управления образовательными организациями.
– Пришлось ли как-то перестраиваться внутренне? Я имею в виду мышление. Ведь исследователь смотрит на ситуацию с одной стороны, а администратор, скорее всего, с другой?
– Что касается мышления, наверно, я скажу, что у меня нет противоречий в плане взглядов на проблему или ситуацию как исследователя, преподавателя, администратора. Самая большая внутренняя перестройка связана с так называемыми непопулярными решениями. К сожалению, на административной работе без них не обойтись. Но здесь важна команда, люди, которые смотрят вместе с тобой в одну сторону. И она в Институте есть, есть единомышленники, которые разделяют взгляды на то, что развитие всегда связано с изменениями, порой неприятием нового. Не всё, конечно, получается, и мне здесь как руководителю есть над чем работать и к чему стремиться.
– Какие знания вам как управленцу понадобились в первую очередь? Что в этом смысле пригодилось из уже имеющегося опыта, а какие знания пришлось приобретать?
– Возможно, с моей стороны это не вполне скромно, но каких-то специальных знаний не потребовалось в том смысле, что я много лет читаю менеджмент. Но (смеется)… преподавать это одно, а реальная жизнь, и практика – другое. И не в плане, что теория и практика не пересекаются, а что реальная жизнь гораздо сложнее и многообразнее. Конечно, помогают стратегические сессии, участие в мероприятиях университета, изучение опыта других вузов, деканов. Я стараюсь читать и специальную литературу, слежу за стратегиями развития университетов, как зарубежных, так и российских. Помогает и то обстоятельство, что я много лет работаю на факультете (в институте), знаю хорошо коллег, и коллеги меня знают.

Верю в силу просвещения
– Какие книги или интернет-ресурсы оказались для вас особенно полезны и почему?
– Книги, наверно, очень личное, и всё, что читаешь, полезно. Очень люблю Эриха Фромма. По-моему, в книге «Иметь или быть» он говорил о том, что человечество слишком много сил и времени тратит на создание новых теорий и концепций, институтов, механизмов, методов, инструментов, а совершенствовать надо, прежде всего, самого Человека. Я, возможно наивно, верю в силу просвещения, гуманитарного знания, образования в широком смысле слова. Для меня очень важно осознавать, что труд преподавателя, как и учителя, имеет огромную силу воздействия. И в этом плане надо балансировать между онлайн-обучением (конечно, я за современные образовательные технологии) и эмоциональным воздействием на аудиторию. Ведь мы транслируем не только знания (это может и искусственный интеллект), а мы, в первую очередь, развиваем наших студентов, способствуем формированию социальной среды и социальных связей. А они не менее важны в жизни, профессиональной жизни, чем знания.
– Евгения Владимировна, вы – директор ИЭМ, но при этом остаётесь председателем диссовета по экономическим наукам ТГУ. Поделитесь секретами планирования времени.
– Секретов нет, все достаточно просто – систематическая регулярная работа, каждый день «за письменным столом». Хотя, я всегда подчеркиваю, у меня на первом месте студенты. Стараюсь вовремя проверять контрольные, курсовые, выпускные работы. Люблю аспирантов, с ними ты растешь, и они помогают поддерживать твой научный уровень.
– Какие задачи вы с коллегами ставите в качестве приоритетных на ближайшие годы?
– Приоритетные задачи – дальнейшее развитие образовательных программ и науки. Есть планы (и часть из них уже реализуется) по программам бакалавриата и магистратуры с вузами Узбекистана, Китая, также планируем развитие онлайн-магистратуры, предпринимательского трека и стратапов. Наверное, в науке пока значительных достижений нет, но в планах – развитие региональных исследований и тем самым усиление влияния на социально-экономическое развитие региона; встроенность в новый соцгум в части взаимодействия человека, машин и алгоритмов, дальнейшее развитие экспертной деятельности. В последний год мы начали ею заниматься. Наши преподаватели успешно провели несколько судебных экономических экспертиз. Конечно, стоит задача увеличения доли от научной и экспертной деятельности в общих доходах Института и задача дальнейшего развития ДПО.
Важно научить студентов думать
– Экономика – область, которая меняется очень динамично. Как и чему нужно учить сегодняшних студентов, чтобы их профессиональное будущее сложилось успешным?
– Да, экономические процессы развиваются стремительно и непредсказуемо, уровень неопределенности растёт с каждым годом. Мне кажется, что в образовании, как и много лет назад, есть базовые вещи – надо научить студентов учиться, критически мыслить и задавать вопросы. Если говорить об экономике, то я придерживаюсь точки зрения, что экономический мейнстрим находится в глубоком кризисе (правда, об этом говорят последние 40 лет). Конечно, базовые экономические категории остаются таковыми – собственность, ресурсы, рынки, издержки, прибыль, наполняясь новым содержанием. Но в экономике нет человека. Есть производитель, потребитель, актор, есть субъект отношений и трансакций, наемный работник, но человека нет.

Отсюда узость традиционных экономических школ и направлений (например, неоклассики), недооценка исторических и социокультурных условий формирования и развития экономических и организационных систем. На мой взгляд, надо изучать формирующиеся модели экономики (платформенная экономика, экономика совместного потребления, гиг-экономика). Это новые феномены, дискуссионные, не вполне понятно, как они будут развиваться в будущем. Существующая модель экономики по-прежнему линейная даже в условиях нелинейного развития, и сейчас много говорят о циркулярной экономике. Здесь также много противоречий, политических спекуляций, к примеру, связанных с зеленой повесткой. Но технологии критического мышления и правильных вопросов мотивируют студентов думать стратегически и рассматривать уже не просто процесс инвестирования, а импакт-инвестирования.
В перспективе было бы здорово открыть образовательные программы на стыке экономики, психологии, лингвистики, юриспруденции, компьютерной безопасности, поскольку междисциплинарные знания сегодня необходимы.