Детcкий сад ТГУ реализовал проект по идеям известного педагога XX века

Детcкий сад ТГУ реализовал проект по идеям известного педагога XX века

Детский сад № 49 Томского госуниверситета организовал для своих воспитанников «Необыкновенные приключения юных изыскателей». Уникальность этого образовательного мероприятия в том, что в его основе лежит педагогическая концепция одного из первых организаторов внешкольных учреждений в России Александра Зеленко. Проект помогает формированию духовно-нравственной культуры и совершенствованию процесса воспитания будущей творческой и гармоничной личности.

Александр Зеленко (1871–1953 гг.) был одаренным педагогом и архитектором, мечтавшим создать для занятий с дошкольниками детский дворец-музей с комнатами чувственного восприятия. По замыслу Зеленко, дети в таких комнатах могут познавать мир за счет подключения всех органов чувств в игровой деятельности.

– Наш педагогический коллектив проникся этими идеями, актуальными и в сегодняшние дни. Как говорил Зеленко, «детский реализм, живой, естественный, основывается на окружающей среде и развитии в этой среде, где действуют свои инстинкты и переживания, которые заложены в организме наследственностью и историческими условиями культуры народа». Мы согласны с этим, ведь полученные впечатления и знания позволят ребятам сравнивать и анализировать мир через временные рамки прошлого и настоящего, – отмечает педагог дополнительного образования детского сада № 49 Ирина Хомякова.

К проекту подключились не только дети и педагогический состав детского сада, но и родители, научные сотрудники ТГУ и управление музейной деятельностью университета.

– Мы помогли коллегам, предоставив некоторые экспонаты. Из Зоологического музея привезли чучела птиц – и сотрудник музея Сергей Гашков провел для ребят в одной из комнат мини-экскурсию, рассказывая об этих птицах. Также из коллекций наших музеев привезли минералы. Конечно, нам бы хотелось, чтобы ребята приезжали к нам в музеи, чтобы увидеть побольше экспонатов, но пока в условиях пандемии это, к сожалению, невозможно, – рассказала начальник управления музейной деятельностью ТГУ Людмила Панкратова.

Для участников в группах детского сада были обустроены восемь «комнат» с особой развивающей средой.

Так, в «Комнате необыкновенных художников» ребята знакомились с авангардными направлениями в живописи: маньеризмом, постимпрессионизмом и пуантилизмом. Под впечатлением от работ Жоржа Сёра, Винсента Ван Гога, Джузеппе Арчимбольдо при помощи различных техник рисования воспитанники создавали свои детские шедевры.

«Комната интересных коллекций» познакомила ребят с видами коллекционирования, от серьезных до детских, таких как барбифилия, веерофилия, глобусофилия, филателия, нумизматика, библиофилия, гербарий... Дети узнали, кто такие коллекционеры и как коллекция может перерасти в музей. Все площадки были интерактивными – дети выполняли творческие задания, имели возможность манипулировать некоторыми предметами.

«Комната чарующих звуков и шумов» была представлена как шатер Шамаханской царицы, наполненный музыкальными инструментами из различных частей света. Каждый издавал неповторимые звуки, сливаясь в единую гармонию шумовой сказки или музыкальной композиции, проигранной на виолончели или современной барабанной установке.

«Комната замечательных открытий и изобретений» знакомила воспитанников с эволюционными изменениями вещей, окружающих нас в быту.

DSC_0771.JPG

– Ведь телефон, видеокамера, фотокамера, магнитофон, радио, даже обычный интерьер дома и приспособлений в быту сто лет назад выглядели совсем по-другому. Ребята увидели, как технический прогресс изменил мир и как он изменил нас, если простое радио сейчас может собрать дошкольник по схеме из конструктора «Знаток» – и здесь же услышать волны радиостанций. В этой комнате можно было создать что-то совершенно новое – главное, мыслить творчески. А молодое поколение на многое способно. Как вам идея носить на голове корону от головной боли или сделать особые площадки между этажами в доме для сада или огорода? – Приводит пример детских замыслов Ирина Хомякова.

«Город игрушек» был наполнен разнообразными куклами. Ни для кого не секрет, что кукла – особая игрушка, так как это символическое изображение человека. Достаточно взять ее в руки, и она переносит тебя в другое пространство – сказки или детской фантазии. В этой комнате были представлены куклы от простых крупяничек до огромной, в человеческий рост, интерьерной куклы-светильника, а также куклы из культур других стран. На мастер-классе воспитанники детсада сами изготовили куколок, а самым маленьким раздали творческие наборы – поделки для совместного творчества в кругу семьи.

«Комната замечательных зверей» приглашала стать участниками зоо-олимпиады. Детям нужно было сравнить свои собственные достижения в прыжке в длину или высоту, силе ног или рук с рекордными достижениями животных, которые даны природой для выживания в среде их обитания.

«Пещера Алладина», которую джинн волшебным образом «перенес» в детский сад, раскрыла маленьким изыскателям много секретов Земли и познакомила их с многообразием природных минералов и загадочных пещер.

«Смешная комната» предложила малышам путешествие на Смешной остров вместе с клоунами Бимом и Бомом. Там ребята приобщились к карнавальной культуре, которая раскрепощает и помогает переключиться на подвижные, а иногда очень веселые игры и конкурсы. В этой комнате были выставлены объекты для фотографирования, выполненные по типу экспозиций Музея обмана зрения в Корее.

– Мы надеемся, что эти приключения раскроют юным изыскателям больше граней удивительного мира, который вызывает у них так много вопросов. Особенно, когда возможность активно переживать увиденное происходит в среде сверстников через игру и творческую деятельность. Теперь, после проведенного проекта в нашем детском саду, мы готовы делиться своим опытом с другими дошкольными учреждениями Томска, – подытожила Ирина Хомякова.