Top.Mail.Ru
Будущее вузов после COVID-19 обсудили на Connect-Universum 2020

Будущее вузов после COVID-19 обсудили на Connect-Universum 2020

Необходимость обмена опытом по организации образовательного процесса в период пандемии и поиска стратегий дальнейшего развития вузов определила тему V Международной трансдисциплинарной web-конференции Connect-Universum-2020: «Постпандемическое будущее университета: возможные модели, их потенциал и риски». 

Основным  организатором-учредителем конференции является Томский государственный университет в лице кафедры социальных коммуникаций ФП ТГУ при содействии TSSW ТГУ и ТРОО СК «Стратегия успеха». В этом году конференция прошла в рамках V международного Форума университетских городов при поддержке Научного фонда ТГУ им. Д.И. Менделеева.  

Ирина Гужова

– Такое международное мероприятие, как Connect-Universum, требует большой подготовки со стороны оргкомитета. Тотальный переход в онлайн, обусловленный пандемией, обрушил на всех нас буквально потоки информации. Чтобы быть заметной в этих потоках, конференция должна быть соответствующим образом визуализирована. Поэтому мы в этот раз обновили как формат её проведения, так и полностью реконструировали её двуязычный сайтТема конференции была подсказана не только всем известной ситуацией, но и блогом нашего ректора Эдуарда Галажинского, в котором он ещё весной начал разговор о существующих и будущих моделях университета. Она оказалась интересной и актуальной для наших российских и зарубежных коллег, пожелавших принять участие в её обсуждении, – рассказала зам. предателя оргкомитета конференции, доцент кафедры социальных коммуникаций ФП ТГУ Ирина Гужова.

В этому году программа конференции включала три панельных дискуссии, условно обозначенных как «российская», «европейская» и «американо-канадская». Отечественные эксперты актуализировали сегодняшние риски утраты академической среды (профессор Ольга Астафьева, РАНХиГС), но вместе с тем и способность молодого поколения преодолевать трудности опосредованной коммуникации и накапливать образовательный потенциал (доцент Елена Ярославцева, Институт философии РАН); проблему роботизации образования (доцент Сергей Кувшинов, РГГУ); поиски констант феномена университета в условиях информационно-коммуникативного социума (профессор Сергей Клягин, РГГУ); переосмысление роли студента в «новом» университете (доцент Ульяна Захарова, НИУ ВШЭ); возможность существования университетов без преподавателей (Александр Сафонов, образовательная платформа «Юрайт», Москва); университет как пространство творческих экспериментов в условиях пандемии (Алия Сахариева, ИТМО).

Миллингтон-Стив.jpgВо втором блоке программы европейские спикеры на более конкретных примерах описали удачные и провальные концепции работы вузов во время пандемии. Своим опытом поделились Александра Фахретдинова (Университет Лион Люмьер 2, Франция); доцент Марта Хережняк (Лодзинский университет (Польша); Михаил Сиренко (ТГУ/ Делфтский технический университет, Нидерланды); доцент Роберто Бруни (Университет Кассино и Южного Лацио, Италия).  
Одним из самых ярких в этом блоке оказался британский кейс, представленный доцентом Городского университета Манчестера Стивом Миллингтоном:

 – В Великобритании в 2019 году было потрачено рекордное количество денег (3,5 млн фунтов) на модернизацию кампусов, но с приходом коронавируса они оказались пустыми. Сейчас мы пришли к выводу, что нужно переориентироваться на виртуальные кампусы. С другой стороны, значительно вырос запрос студентов на очное образование. Теперь нам предстоит найти баланс между тем и другим.  И как один из вариантов такого баланса – взглянуть на кампус как на общественное пространство, где могут находиться не только студенты. При правильном менеджменте он может превратиться в городской центр, куда подтянется даже бизнес.

В завершающем 10-часовую конференцию блоке от коллег из США и Канады прозвучали выступления на темы: «Традиционная миссия, роль и функция университета: сохраняем университет как важнейший институт» (профессор Дин Крукеберг, Университет Северной Каролины, США, и профессор Катерина Цецура, Университет Оклахомы, США); «Высшее образование и пандемия 2020: взгляд в будущее» (доцент Сандра Браун, Университет Маунт-Роял, Калгари, Канада); «Работа американских университетов в условиях пандемии» (профессор Сергей Самойленко. Университет Джорджа Мейсона, США).

Стив Миллингтон
В финальном докладе «Образовательная лаборатория и исследовательская сеть Education Futures LLC» известный автор и профессор Джон Моравец (Университет Миннеаполиса, США) выразил надежду на позитивный сценарий развития глобального образования. Ведь пандемия, наряду с угрозами, дала возможность раскрыться новым образовательным инициативам и свершиться беспрецедентной по масштабам технологической трансформации университетов во всем мире.

– Проведению конференции Connect-Universum-2020 способствовала даже техническая «погода»: не было ни одного сбоя! Всё и все работали как швейцарские часы. Спикеры, несмотря на различие временных поясов, выходили вовремя и с отличными презентациями. Было достаточно времени для вопросов и ответов, что особенно порадовало и выступающих, и слушателей. Чат был тоже очень активным. И, как всегда, сразу же возникли идеи для следующего «коннекта», – поделилась своими впечатлениями постоянный модератор конференции Снежана Носова, старший преподаватель кафедры социальных коммуникаций ФП ТГУ. 

Cнежана Носова.jpeg

Видеозаписи выступлений и презентации спикеров будут размещены на сайте Connect-Universum-2020 до конца декабря. Также по итогам конференции планируется публикация сборника материалов (РИНЦ).

Оргкомитет выражает благодарность системному администратору ФП ТГУ Даниилу Попову за техподдержку конференции и реконструкцию сайта.