Результаты аналитического исследования научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ помогут вузам улучшить свою работу в интересах студентов. По результатам исследования выяснилось, что подавляющее большинство выпускников – более 95% – в целом положительно оценивают качество образования, полученного в своих вузах. При этом авторы четверти таких отзывов откровенно хвалят альма-матер.
Для исследования были собраны отзывы выпускников российских университетов с наиболее популярных сайтов для абитуриентов. Анализ отзывов поможет выявить основные аспекты, которые влияют на успех выпускников, например, качество программ обучения и поддержку со стороны учебного заведения, а также сферы, требующие улучшений. Наряду с этим ученые Томского государственного университета выяснили, как выпускники оценивают свою подготовку к реальным рабочим ситуациям и насколько доступны ресурсы и университетская инфраструктура.
– Для анализа данных было собрано более 100 тысяч отзывов выпускников российских университетов с сайтов v-u-z.ru, proverili.com, moeobrazovanie.ru, ucheba-otziv.ru и других. Они содержат уникальную информацию и мнения реальных людей за 2011–2023 годы, что позволяет получить в динамике представление об опыте обучения в том или ином вузе, оценить его качество, узнать о преимуществах и недостатках. Для обработки данных была разработана нейросетевая модель классификации текстов с помощью алгоритма Rubert-tiny. Нам удалось достичь полного процесса автоматизации анализа данных, – рассказывает руководитель аналитической группы лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ Юлия Александрова.
На региональном уровне проведенное исследование позволяет оценить уровень подготовки выпускников конкретных территорий, соответствие их навыков региональному запросу рынка труда и выявлять «узкие» места. На основе анализа отзывов в дальнейшем возможна разработка эффективных управленческих стратегий по работе с дефицитом кадров.
Методология позволяет выделить различные аспекты качества образования: это образовательная и научно-исследовательская деятельность, инфраструктура, административная, внеучебная и финансово-экономическая деятельность вузов. Учитывая опыт анализа мнений и настроений российского студенчества в социальных сетях, была добавлена еще одна категория – «Лояльность к вузу», отражающая отношение к университету и его руководству. Авторы исследования отмечают, что эта категория дает понимание того, как студенты в целом оценивают качество образования и организацию учебного процесса.
В основном отзывы содержат информацию по категории «Образовательная и научно-исследовательская деятельность» – 40%, в 21% отзывов содержатся сообщения о лояльности к вузу, в 15% – упоминания об инфраструктуре, в 10% – об административной деятельности, в 8% – о финансово-экономических аспектах деятельности вузов, в 6% – о внеучебной деятельности. При этом в 2020 году, в период пандемии коронавируса и начала ограничений в вузах, наблюдается локальный всплеск общего количества отзывов и более чем двукратное увеличение количества отзывов по категории «Образовательная и научно-исследовательская деятельность».
В то же время анализ показал, что выпускники федеральных вузов и вузов с особым статусом в сообщениях реже остальных обращают свое внимание на образовательную и научную деятельность вуза (35–36% против 40–43% соответственно) и чаще упоминают об инфраструктуре (17–19% против 14–15% соответственно).
Аналитики отмечают: в условиях выхода России из Болонской системы и при переходе на трехступенчатую систему высшего образования необходимо учитывать два главных показателя образовательной и научно-исследовательской деятельности. Это качество образовательной программы и последующая карьерная реализация выпускника.
– В этом направлении исследования большая часть отзывов имеет нейтрально-позитивную тональность – 94%. Это говорит о положительном опыте образовательной деятельности у выпускников российских вузов, так как замечено, что должное качество образования обучающиеся воспринимают как норму. Однако есть и четверть непосредственно позитивных оценок (25%). Негативных оценок данной категории в целом зафиксировано всего 6%, – отмечает аналитик лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ Полина Басина.
Проект реализован в рамках исследования качества высшего образования, которое ведет Институт образования ТГУ.
– Для Томского госуниверситета тема качества образования очень важна, – подчеркивает заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ Елена Суханова. – Наш университет стал одним из инициаторов Университетской инициативы качества образования (сети УНИКО), куда входят больше 50 вузов. В рамках этого проекта мы занимаемся как разработками, так и исследованиями.
Лаборатория прикладного анализа больших данных ТГУ участвует в реализации проекта с самого начала. Это дает возможность применять не только традиционные методы – опросы студентов или фокус-группы с преподавателями, но и анализировать интернет-пространство, социальные сети с помощью методов Data Science. В связи с построением новой системы образования и реализацией пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования исследовательские задачи только усиливаются.
Для справки: