Группа преподавателей факультета исторических и политических наук Томского госуниверситета под руководством заведующего кафедрой российской истории Сергея Некрылова выявила имена 112 жителей Томской области, которые были призваны на фронт и погибли в годы Великой Отечественной войны. В связи с этим в Лагерном саду появится новая стела. Имена еще двух воинов будут выбиты на стеле у мемориала павшим в сражениях Великой Отечественной студентам и сотрудникам ТГУ. Научная экспертиза по установлению этих героев была проведена по поручению мэра Томска Дмитрия Махини к 80-летию Победы.
Основой исследования сотрудников ФИПН стал список, составленный известным поисковиком и автором книги Памяти умерших в госпиталях Томска в 1941-1945 гг. Натальей Мороковой. Более 60 лет она занималась поиском информации о пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Наталья Бариевна установила судьба более 7 000 солдат, пропавших без вести. В списке, представленном в мэрию, она была выявила 261 фамилию тех, кто, по ее предположению, ушел на войну с территории современной Томской области.
– В то время наш регион как округ входил в состав Новосибирской области. Поэтому первой задачей было определить, где именно они родились, проживали или откуда были призваны в ряды Красной Армии. Во-вторых, следовало выявить, когда каждый конкретный воин из списка погиб в годы Великой Отечественной войны. При этом нужно было установить дату их гибели либо смерти, если смерть последовала в концлагерях, – рассказывает Сергей Некрылов.
Для проведения научной экспертизы исследователи использовали обобщенный банк данных Министерства обороны РФ с широким доступом к архивам и рассекреченным документам. Чтобы не допустить ошибки с местом жительства погибшего, изучали «Книги памяти» соседних регионов. В некоторых случаях подтвердить факт проживания конкретного человека на территории современной Томской области помогли сайты муниципалитетов – так как там ведется работа по увековечиванию памяти участников Великой Отечественной войны.
Еще одной из задач коллектива было не допустить повторы на стелах в Лагерном саду. Изначально имена там выбивались в алфавитном порядке – так, как идут в первых «Книгах памяти». Однако в дальнейшем, по ходу выявления новых имен погибших воинов, стали появляться новые стелы, поэтому все уже имеющиеся там имена нужно было сверять со списком.
Кроме того, историки ФИПН уточняли расшифровку инициалов – как на стелах, так и в списке пропавших без вести.
– К примеру, «И.И.» – это может быть Иван Ильич, а может и Иван Иванович. Еще одна сложность – в том, что часто на стелах и в списке пропавших без вести встречаются распространенные фамилии. У некоторых даже не указан точный год рождения. К тому же, люди из списка, с которым мы работали, это в основном погибшие в концлагерях. Соответственно, в документах о них все написано на немецком языке, а поверх этого текста внесена надпись карандашом с русской транскрипцией. Поэтому работа с документами была очень кропотливой, команда из шести человек вела ее более полугода. Кроме того, помогали волонтеры из управления социальной политики и управления молодежной политики Томска , – добавляет преподаватель кафедры истории и документоведения ФИПН ТГУ Анастасия Мастрюкова.
Что касается новых имен, которые появятся на стеле у мемориала студентам и сотрудникам ТГУ, павшим в сражениях Великой Отечественной войны, это Сергей Валерьянович Кольцов (1921–1942) и Алексей Федорович Прилепский (1918–1942). Первый учился на химическом факультете, второй был студентом физико-математического факультета.
Информация об обоих есть в книге «Подвиг их бессмертен: судьбы студентов, аспирантов и сотрудников ТГУ в годы Великой Отечественной войны», а также на сайте электронной энциклопедии ТГУ.