Биотехнологии в пробирке: в Томске появится своё производство орхидей

Биотехнологии в пробирке: в Томске появится своё производство орхидей

Аспирант Томского государственного университета и сотрудница Сибирского ботанического сада ТГУ Любовь Хоцкова победила в конкурсе «Студенческий стартап» и будет производить высокодекоративные орхидеи. О ее любви к биологии, растениях в пробирке, стремлении к новым технологиям и победе в конкурсе в нашем материале.

Вариант, куда поступать, был единственный — только в ТГУ

Любовь Хоцкова родилась в семье инженеров, мама окончила химико-технологический факультет ТПУ, папа — радиофизический факультет ТИАСУР (сегодня ТУСУР). В семье было принято хорошо учиться, а получение высшего образования считалось необходимостью.

Интерес к биологии, а именно к растениям, у Любови проявился с самого раннего возраста: с детства она любила помогать своей бабушке выращивать овощи и ягоды на огороде, а дома вместе с мамой ухаживала за комнатными цветами:

— Мама давала советы из собственного опыта, что нужно делать, чтобы растение хорошо росло и цвело. Из домашних цветов у нас были узамбарские фиалки, герани, роза и кактус, который зацвёл через 12 лет.

Любовь к биологии как науке развилась в школьные годы, благодаря учителю биологии томской средней школы №40 Екатерине Николаевне Чернышевой:

— Из всей биологии, конечно же, меня больше увлекала ботаника. Поэтому когда встал выбор, в какой вуз поступать, вариант был единственный: только в ТГУ! К тому же в 10 классе я прошла практику в Сибирском ботаническом саду ТГУ по возделыванию лекарственных трав в условиях интродукции, что также помогло мне определиться с выбором вуза и специальности.

На 3 курсе при разделении по кафедрам Любовь Хоцкова выбрала кафедру физиологии растений и биотехнологии — с углубленным изучением этих наук:

— Очень нравились научные доклады ребят-старшекурсников и преподавателей по этим направлениям. Из всей биотехнологии меня больше всего привлекало клональное микроразмножение растений: сам вид миниатюрных растений «в пробирке» просто завораживал.

Прохождение в 10 классе практики в Сибирском ботаническом саду ТГУ помогло Любови с трудоустройством после окончания вуза. Директором СибБС в те годы была профессор Валентина Андреевна Морякина, которая устраивала настоящий «кастинг» кандидатам в сотрудники и предпочтение отдавала людям, знакомым с сельскохозяйственными работами:

— И мое «огородное» прошлое, и специализация в вузе сыграли мне на руку: меня приняли на работу в ботанический сад, да еще и в лабораторию, тематикой которой было изучение репродуктивных особенностей высокодекоративных орхидей с применением биотехнологических способов размножения. С этого момента моя жизнь неразрывно связана с орхидеями, которые я изучаю уже на протяжении 22 лет.


«В науке иначе нельзя — нужно быть в тренде»

В Ботаническом саду ТГУ, помимо выполнения непосредственных обязанностей инженера-исследователя лаборатории физиологии и биотехнологии растений по изучению репродуктивных особенностей и способов размножения тропических и субтропических орхидей, Любовь Хоцкова являлась и негласным куратором всего орхидного отделения: следила за температурным режимом, своевременным проведением агротехнических мероприятий и вела феноритмологические наблюдения за ростом, развитием и цветением орхидей.

Вместе со своими коллегами Любовь Витальевна разработала и читает лекции, проводит мастер-классы для населения по выращиванию орхидей в домашних условиях и в саду в рамках проекта «Открытый университет» ТГУ и Томской академии активного долголетия. Также совместно с Региональным центром развития образования Томской области и образовательным центром «Сириус» в рамках проекта «Большие вызовы» для одарённых школьников она разработала образовательный курс по биотехнологии. Совместно с Центром развития современных компетенций детей и молодёжи ТГУ составила и проводит дополнительную общеразвивающую программу для школьников 8-9 классов «Биотехнология клонирования растений».


— Кстати говоря, одна из участниц проекта «Малая академия» ЦРСК ТГУ и моей программы «Биотехнологии клонирования растений», сейчас студентка 2 курса БИ ТГУ Ксения Стародубова является членом нашей команды по «Студенческому стартапу», и именно ей предстоит размножать орхидеи биотехнологическим способом. Этот факт радует меня как разработчика-преподавателя программы и теперь руководителя нашего будущего предприятия. Будучи школьницей, Ксения с интересом и любознательностью проводила эксперименты по выращиванию растений в условиях in vitro, успешно защитив проект, выбрала вуз — ТГУ — и направление «биология», как когда-то я сама, и теперь нам снова предстоит совместная работа.

Любовь Хоцкова отмечает, что во время работы в Ботаническом саду заведующая лабораторией Галина Степанюк следила за повышением квалификации сотрудников, своевременно направляя на соответствующие курсы.

— В науке иначе нельзя: нужно быть, как сегодня принято говорить, в тренде последних достижений и технологий. Жизнь так быстро меняется, что только постоянно изучая что-то новое можно удержаться на плаву, — говорит Любовь Хоцкова.

Именно стремление постоянного получения знаний и образования привело Любовь сначала в магистратуру, а теперь — и в аспирантуру. Порекомендовала участвовать в конкурсе «Студенческий стартап» научный руководитель — доктор биологических наук, профессор кафедры сельскохозяйственной биологии БИ ТГУ Татьяна Астафурова. По словам Любови, идея монетизировать технологию выращивания орхидей зрела уже очень давно, в Ботаническом саду была отработана методика клонального и семенного размножения орхидей:

— Я являюсь автором более 30 гибридов тропических и субтропических орхидей собственной репродукции. В оранжереях уже на протяжении нескольких лет цветут «мои» фаленопсисы, каттлеи, дендробиумы и цимбидиумы. Все они — объект моих научных интересов, о которых я пишу кандидатскую диссертацию.

«И теперь у нас будет наше собственное производство орхидей»

По мнению Любови Хоцковой, развивать свое собственное, российское производство в нынешних условиях очень важно. В проекте планируется использование расходных материалов и ингредиентов для питательных сред российских производителей. Технология размножения орхидей, несмотря на то что была открыта американским учёным Льюисом Кнудсоном, уже давно используется российскими соотечественниками, например, в Главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина РАН и других садах.

— В СибБС ТГУ коллектив лаборатории физиологии и биотехнологии растений, в которой я работаю, предложил модификацию технологии приготовления питательных сред для размножения орхидей с применением биостимуляторов из местных источников. Мы в своём проекте планируем взять ее за основу и модернизировать. Импортозамещение в том и заключается, чтобы делать и иметь всё своё.

Для размножения орхидей применяют два биотехнологических подхода — клональное микроразмножение и семенное размножение в условиях in vitro. С помощью семенного размножения получают гибридные проростки, а особо выдающиеся экземпляры масштабируют затем клональным путём, чтобы получить многочисленный, идентичный материнскому образцу, высококачественный посадочный материал.


— В странах Юго-Восточной Азии получают гибридные семена и проращивают их «в пробирке», а российская компания покупает этот «полуфабрикат», доращивает, доводя до цветения, уже на своих площадях и выводит на рынок. Мы как раз будем заниматься получением такого же «полуфабриката», который будем передавать на доращивание в компании-партнеры.

В день объявления результатов конкурса «Студенческий стартап» Любовь Хоцкова находилась в Москве на семинаре Ассоциации производителей посадочного материала (АППМ), где представилась «начинающим производителем посадочного материала высокодекоративных орхидей». Новость о победе сообщил компаньон по проекту, аспирант Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета Роман Омаров, который следил за информацией на сайте Фонда содействия инновациям. Присутствующие на семинаре заметили искреннюю радость на лице Любови:

— Семинар остановили, спросили: «что случилось?». А я отвечаю: «Мы выиграли грант — и теперь у нас будет наше собственное производство орхидей». Коллеги аплодировали и поздравляли с победой. Интересовались будущей продукцией, производством.

Напомним, что «Студенческий стартап» — конкурс, организованный Минобрнауки России и Фондом содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» для обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры или аспирантуры. Программа направлена на разработку новых товаров, изделий, технологий или услуг с использованием результатов собственных научно-технических и технологических исследований, имеющих потенциал коммерциализации и находящихся на самой ранней стадии развития.
Первый отбор проектов проводился весной 2022 года. До конца августа планируется заключить соглашения со всеми победителями первой очереди конкурса. Начальный транш на запуск собственных проектов 300 тысяч рублей на оформление юридического лица.

Текст: Софья Быкова, ФЖ. Фото предоставила Любовь Хоцкова